Ультраправые шагают по Европе - как далеко они зайдут? Разбираемся

18 ноября 2018, 18:30
Ультраправые шагают по Европе - как далеко они зайдут? Разбираемся
Reuters
В Европейском союзе с 2010-х годов усиливаются ультраправые настроения. Разбираемся, с чем это связано, и в каких странах национализм становится всё сильнее. Спойлер: Гитлер больше не придёт.

В последнее десятилетие в Европе националистические и крайне правые партии добиваются значительных успехов на выборах. Некоторые получили большинство в парламентах, кто-то представляет оппозицию, кому-то не хватает голосов, но многие европейцы их поддерживают. И классическим лидерам государств приходится адаптироваться к росту националистических настроений в Европе.

Они предупреждают население о том, что национализм опасен, но с этим мало что можно сделать в современных условиях. На праздновании 100-летия окончания Первой мировой войны в Париже президент Франции Эмманюэль Макрон осудил рост национализма не только в своей стране, но и во всей Европе. Он предупредил, что "старые демоны" национализма возрождаются и угрожают хрупкому миру.

Премьер-министр Франции Эдуард Филипп подтвердил, что во Франции крепнет антисемитизм и национализм - антисемитских актов с начала 2018 года стало больше на 69 процентов.

В Германии, первой экономике Европейского союза, с ультраправыми всё тоже не очень хорошо. Эксперты Центра по изучению правого экстремизма и демократии провели опрос в и выяснили, что в 2018 году уже более 44 процентов немцев считают, что следует остановить иммиграцию мусульман. 8 процентов опрошенных заявили, что при определённых обстоятельствах "диктатура может быть лучшей формой правления, чем демократия", а 11 процентов выразили желание "иметь лидера, который будет управлять страной твёрдой рукой и для всеобщего блага".

Почему ультраправые становятся популярными у европейцев? Есть несколько причин.

Например, такие партии защищают "проигравших в глобализации". Те, кто их поддерживают, видят глобализацию как тройную угрозу: экономическую ("иммигранты захватывают наши рабочие места"), культурную ("они не уважают наши ценности") и политическую ("суверенитет национального государства находится под угрозой"). Ультраправые пропагандируют ценности одной нации и преимущества коренного населения страны перед приезжими - и даже если это иммигрант в 3 или 4-м поколении, он всё равно остаётся "чужим". Европейцы боятся размывания национальной идентичности.

Ультраправые партии выступают против иммиграции и приёма беженцев. Миграционный кризис в Европе продолжается уже с 2015 года - беженцев стало меньше, но не намного. Совсем недавно у границ Боснии и Хорватии выстроилась толпа из 20 000 вооружённых мигрантов. И теперь это не семьи с детьми, бежавшие из Сирии: 95 процентов этих людей - мужчины из Пакистана, Ирана, Алжира и Марокко. 

Также укрепление позиций ультраправых партий можно рассматривать как ответ на последствия финансового кризиса 2008 года. Классические лидеры не смогли предотвратить крах нескольких европейских экономик, а потом - сгладить последствия этого. Ну и повторимся - позже наступил миграционный кризис, и обиженные европейцы, которые только вылезли из долгов, должны были помогать беженцам.

Ультраправые партии на политической арене Европейского союза можно разделить на 4 группы:

  • Разделяют идеи/гордятся фашистским и нацистским прошлым - в Австрии, Венгрии, Италии, Румынии и Франции;
  • Ориентированы на угрозу со стороны ислама - в Нидерландах, Дании, Германии, Польше, Швеции;
  • Хотят избавиться от угрозы их национальной самобытности от этнических меньшинств - в Венгрии, Германии, Греции, Италии, Англии, Швеции и Норвегии;
  • Поддерживают фундаменталистскую христианскую консервативную повестку дня - в Польше, Румынии и Болгарии.

Дело дошло до того, что даже председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер осудил "нездоровый национализм". Так где же самые влиятельные националистические партии? Рассказываем.

Италия

Ни одна антииммигрантская, националистическая или ультраправая партия в Европе не представляет большей угрозы, чем итальянские "Лига" и "Движение пяти звёзд". У "Лиги" в парламенте Италии 17.4 процента.

Во-первых, Италия - это 3-я экономика Европейского союза, так что любые политические потрясения внутри страны затронут всех. Во-вторых, "Лигу" представляет министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини. Он проводит жёсткую политику против иммигрантов и Брюсселя - потому что считает, что Европейский союз делит беженцев по странам несправедливо. Совместно с "Движением пяти звёзд", "Лига" разрабатывает планы массовой депортации мигрантов, не имеющих документов.

Сейчас Сальвини активно сотрудничает с другими ультраправыми партиями по всей Европе. И если раньше считалось, что ультраправые - евроскептики, и они не хотят иметь с ЕС ничего общего, то теперь они желают получить большинство в Брюсселе и поменять Европу.

Австрия

Когда дело доходит до Австрии, как-то слабо представляется, что там у "Партии свободы" 26 процентов поддержки. Про Австрию слышно редко, особенно про то, что люди там недовольны политикой ЕС, евро и мигрантами. Но правая "Партия свободы" образовала коалицию с правительством консервативного канцлера Себастьяна Курца (который и сам очень нехорошо отзывался о мигрантах). После выборов поступили предложения о запрете ношения хиджабов для девочек в возрасте до 10 лет в школах и о конфискации телефонов мигрантов - для безопасности.

Германия

Ультраправая партия "Альтернатива для Германии" получила чуть меньше поддержки, чем "Партия свободы" в Австрии - у неё 12.6 процентов. Но о ней известно много, потому что в 2017 году она впервые попала в парламент Германии. Для немцев воспоминания о нацистском прошлом - это болезненная тема, и когда ультраправые приходят там к власти, всем становится не по себе.

Поначалу "Альтернатива для Германии" высказывала претензии к Брюсселю и общеевропейской политике. А потом зазвучали жёсткая антииммиграционная риторика и опасения по поводу "исламизации Германии и Европы". Лидеров партии обвиняют в преуменьшении зверств нацистов.

Швеция

"Шведские демократы" - правая партия, у неё в национальном парламенте около 18 процентов. Раньше партия открыто заявляла о неонацистских идеях, но после ребрендинга она впервые вошла в парламент Швеции в 2010 году.

"Шведские демократы" отказались от нацистских лозунгов, но выступают против мультикультурализма и за строгий иммиграционный контроль.

Франция

Марин Ле Пен - лидер "Национального объединения" (раньше - "Национального фронта"). В 2017 году она проиграла на президентских выборах Эмманюэлю Макрону, но показала, насколько во Франции сильны националистические настроения. Правда, в парламенте Франции партия не добилась особого успеха, но Ле Пен не сдаётся - она хочет увеличивать присутствие партии через формирование коалиций. 

Марин Ле Пен выступает против ЕС, против евро и обвиняет Брюссель в неспособности справиться с массовой иммиграцией. В 2010 году она рассказала сторонникам, что вид мусульман, молящихся на улице, похож на нацистскую оккупацию во время Второй мировой войны. Так что, о чём "Национальный фронт", всем понятно.

Венгрия

На последних парламентских выборах в Венгрии победила правящая партия "Фидес" и её лидер Виктор Орбан - он стал премьер-министром в 3-ий раз подряд. "Фидес" получила большинство в парламенте, набрав 49 процентов голосов. Орбан настаивает, что "Фидес" и их политика направлены против мигрантов и стран Запада. В особенности, против американского миллиардера Джорджа Сороса. Виктор Орбан обвиняет его во вмешательство во внутренние дела Венгрии и Европейского союза.

Правительство Виктора Орбана обвиняют в принятии законов об иностранных агентах, а также подавлении независимых СМИ и оппозиционных партий. Орбан же заявляет, что только так "можно защитить Венгрию и венгерский народ" от вездесущих мигрантов, которым не место в Европе.

Польша

Партия "Право и справедливость" исповедует следующие идеи: "национал-консерватизм, евроскептицизм, экономический национализм, социальный консерватизм". Идеальное польское государство, по задумке идеологов партии, должно окончательно освободиться не только от негативного наследия социалистического прошлого, но и от приобретённых ценностей либерального общества (ЕС). Партия противопоставляет европейские и польские ценности. И, конечно, никаких мигрантов. 

Но даже если забыть про ЕС и "Право и справедливость", в Польше есть президент Анджей Дуда, который недавно не только одобрил, но и поучаствовал в параде националистов в Варшаве. В 2017 году в марше участвовало около 60 000 человек - и не только из Польши, а со всей Европы. Мероприятие осудили во всём мире за расистские и ксенофобные баннеры и лозунги с призывами к насилию.

Что же мы получаем? Ждать и бояться прихода нового Адольфа Гитлера не стоит. Тем более, новый лидер не будет заявлять о превосходстве рас и не станет строить газовые камеры у всех на виду. У новых сторонников "Европы без мусульман" нет желания убивать людей. Нападения на мигрантов совершают радикальные группы, а не представители партий. Многие ультраправые партии беспокоятся об экологии и защите экономики своей страны "от гнёта Европейского союза". Но пока мигранты прибывают к внешним границам ЕС, а внутренние противоречия внутри стран набирают силу, это может вылиться в открытую конфронтацию населения и национальных правительств. Но без Гитлера - это почти точно.