Статистика говорит, что атеистов в мире становится больше. Но многие государства, где, казалось бы, торжествует прогресс, а люди знают, что гром гремит не из-за Перуна или Зевса, ужесточают законодательство. В России, Саудовской Аравии и Испании - да и во многих других странах - за оскорбление чувств верующих светят различные сроки и штрафы. Мы решили разобраться, где Бог главнее государства, и почему чиновники трепещут перед волей Господа.
Свобода слова vs. Толерантность
В США одна из самых главных ценностей - это свобода слова. В России право на свободное выражение и изъяснение своих мыслей также закреплено в Конституции. Во всех демократических странах свободу слова уважают и ценят. Ну, уже не совсем.
Идея была в том, что мы, свободные и равные граждане демократических стран, могли выразить своё мнение по любому вопросу, не боясь наказания. Обычно честной полемики хватало, чтобы разъяснить точку зрения двух разных людей. Но не теперь.
Сначала нужно оглядеться, прежде чем что-то произнести. После нападения на редакцию французского журнала Charlie Hebdo за карикатуру на пророка Мухаммеда в январе 2015 года Международный гуманистический и этический союз призвал отменять законы о защите чувств верующих. Это международное объединение организаций, пропагандирующее идеи гуманизма и атеизма (и всех прочих "измов" про свободу), потребовало защищать не верующих, а свободу слова. Потому что за неё можно не просто пострадать, но и умереть.
Но политика толерантности, популяризированная в США и Европе, работает в других направлениях. Толерантность постепенно превращается в оружие массового поражения, и часто страдают те, кто толерантен к людям, но не приемлет каких-то действий своих сограждан и государства. И за это страдает - потому что законов, защищающих атеистов и агностиков, просто нет. А свобода слова иногда оказывается слабее, чем обида и гнев верующих.
Например, знаменитый британский актёр Роуэн Аткинсон, тот самый Мистер Бин, назвал современную политику толерантности "ползучей культурой цензуры" - мы приняли на веру (о да) то, что слово можно криминализировать. Аткинсон пытался добиться отмены британского закона "Об общественном порядке" (раздел 5), который приравнивает к настоящему преступлению использование оскорбительных слов или поведения. В общем-то, не зря - так в Лондоне арестовали студента, который обозвал полицейского коня геем.
Такие законы - это опасная вещь, ведь суд не только защищает, но и наказывает, а обвинить теперь можно кого угодно - и за что угодно. Например, за веру в Господа. Или за отсутствие таковой и публичное признание неверия.
Родные просторы оскорблений
Ещё один британский актёр (публицист, писатель, радиоведущий, телеведущий и голос "Гарри Поттера") Стивен Фрай не верит в Бога. Но много лет он изучает атеизм, агностицизм и прочие проявления сомнения в существовании Господа. И он настаивает, что Бога не просто нет, но и богохульства тоже нет - потому что человека, "который не сомневается в своей вере", оскорбить нельзя.
Фрай ездил по всему миру и успел пообщаться даже с российским депутатом Госдумы Виталием Милоновым - про геев, Бога и Россию. И после всего того, что он сказал Милонову, будь он гражданином РФ, его бы точно привлекли. Но Фрай уехал, а Милонов остался - это было в 2013 году. После в российском законодательстве начались изменения, которым невозможно дать однозначную оценку.
Вообще, статья об оскорблении чувств верующих в российском законодательстве появилась давно (в СССР такая статья отсутствовала по причине идеологически обоснованного отсутствия Бога). С 1997 года за
"умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, а также их порчу или уничтожение"
можно было получить административное наказание.
Действительно, сжигание Библии - это нехорошо. А публично признаться в том, что Бога нет, всё ещё было можно. Но в 2013 году (как раз когда мистер Фрай переговорил с депутатом Милоновым) наказание за оскорбление чувств верующих было решено ужесточить. Теперь административное наказание стало уголовным, а причины стали искать не только в порче имущества.
За "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих"
по статье 148 УК РФ может сесть каждый. И оказалось, что верующих в России оскорбляют постоянно! Про интернет не будем, лучше почитайте наш материал про то, как не сесть за репост, он сейчас пригодится.
Из посаженных за оскорбление чувств стоит вспомнить только одного блогера Руслана Соколовского, который в храме ловил покемонов. Он поступил неправильно? Несомненно. Почему бы не сойтись на том, что он просто юн и не особо умён? Но суд приговорил его к 3.5 годам лишения свободы (условно).
Комментарий РПЦ здесь показателен: вердикт назвали "гуманным" (видимо, в традициях христианского всепрощения).
Конечно, не все церковные деятели принимают позицию обиженных и жаждут мести:
"Может быть, я чего-то не понимаю, но мне кажется, фигуранты, проходящие по закону об оскорблении чувств верующих, совсем не похожи на тех, кем возмущался Спаситель",
- рассуждает протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово. К сожалению, господин Перевезенцев пока что в меньшинстве, а подогретые СМИ и интернетом простые граждане хотят крови грешных богохульников.
Богохульники должны отвечать pic.twitter.com/qT8j01y6
— Angry Lena (@VivaLaLenas) 23 сентября 2012 г.
Кто за то, чтобы богохульники отвечали?
Можем вас уверить, что таких большинство. Разговор не про людей, а про страны. Где наказывают жёстче всего:
Иногда доходит до смешного: в США священник Джон Хаджи предложил сажать в тюрьму женщин, которые упоминают Бога во время секса:
"В Библии чётко прописано, что произносить имя Бога во время страсти - страшный грех. За него необходимо карать. Уверен, что Всевышний был бы рад, если бы за такую провинность сажали в тюрьму."
Не знаем, как господин Хаджи собирается ловить грешниц, но Бог был бы в восторге.
А в некоторых странах, как и в России, принято обижаться на тех, кто шутит над Господом. Мы не оправдываем людей, которые забираются в храмы, плюют на иконы и портят имущество церкви. Не оправдываем и тех, кто открыто насмехается над религией, выставляя её как атрибут для неполноценных (надеемся, никого не оскорбили). Например, в Испании три девушки устроили инсталляцию с женским половым органом. Ладно бы, но там ещё упоминалась Дева Мария - и их осудили.
Следом арестовали испанского актёра Вилли Толедо - он в своём посте на Facebook защищал тех самых осуждённых девушек. Защищал слишком активно, немного перегнул, но его забрали в тюрьму по той же статье, что и девушек - он оскорбил чувства верующих:
"Судья по этому делу одержим дьяволом. Я клал на Бога и могу положить на догму святости и девственности Девы Марии. Эта страна невыносимо позорная. Мне противно. Идите к чертям собачьим."
Так где та самая грань, которая разделяет демократию и свободу слова и средневековую инквизицию? И можно ли хоть где-нибудь поделиться тем, что вы в Бога не верите и считаете Творца выдумкой из времён охоты на ведьм?
Где можно быть атеистом?
Ирландию нужно было отнести к странам, где за оскорбление чувств верующих и богохульство наказывают жёстче всего. Понятие "богохульство" закреплено в Конституции, за него можно получить штраф 25 000 евро и административные работы. Но вот показательный пример того, как постепенно европейцы (а Ирландия - это страна верующих) становятся атеистами. Точнее, как верующие меняют своё мышление, начинают относиться терпимее к свободно мыслящим и говорящим людям.
В 2015 году уже знакомый нам Стивен Фрай выступал в Ирландии на шоу "Смысл жизни". На вопрос ведущего о том, что бы Фрай сказал Богу при встрече, актёр разразился обвинительной речью:
"Я бы, наверное, спросил: „Рак костей у детей? Это как вообще? Как тебе не стыдно? Как смел ты создать мир, где есть повсюду страдания, в которых мы не виноваты?“ Почему я должен уважать капризного, злобного и глупого Бога, создающего мир, в котором так много несправедливости и боли?"
Против Фрая на следующий же день возбудили дело о богохульстве. Но через 2 года его закрыли, потому что полиции "не удалось найти никого, кто почувствовал бы себя оскорблённым".
За все годы в Ирландии по статье о богохульстве не наказали ни одного человека. А в октябре 2018 года там собираются провести референдум об отмене наказания за оскорбление верующих.
"Убрав эту статью из Конституции, мы можем отправить всему миру важное послание. Законы против богохульства не должны существовать в принципе",
- убеждён министр юстиции Ирландии.
Не наказывают за оскорбительные речи про Бога:
Если очень кратко: эта тенденция настораживает и даже пугает. И речь сейчас не только об оскорблённых католиках, протестантах и православных (мусульман упоминать не будем, Charlie Hebdo многому научило. Недавно даже лидер правой партии Нидерландов Герт Вилдерс отменил конкурс карикатур на пророка Мухаммеда). Речь о тех, кого оскорбляют суждения о красоте, весе, одежде, обучении, детях, отсутствии детей - список бесконечен. "Безопасное пространство", о котором кричат активисты разных групп, невозможно создать. И защитить его законами и тюремным сроком нельзя. Может, просто будем терпимее друг к другу? Так учил Господь и кот Леопольд из советского мультфильма - а кого из них слушать, решайте сами.