С чего всё началось?
16 октября 2020 года во Франции убили и обезглавили школьного учителя Самюэля Пати, который показывал карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo. Совершил это 18-летний уроженец Москвы чеченского происхождения Абдулахан Анзоров. Убийство педагога Пати признали терактом. После этого начался новый виток противостояния Франции и мусульманского мира.
Президент Эмманюэль Макрон заявил, что "защитит светские ценности страны от радикального ислама", и поддержал Charlie Hebdo, который снова опубликовал свои карикатуры на Мухаммеда в знак солидарности с убитым учителем:
"Необходимо бороться с исламским сепаратизмом во Франции и с теми, кто хочет получить французское гражданство, но не признаёт право французов на богохульство".
В ответ на высказывания Макрона в ряде мусульманских стран начались антифранцузские выступления и бойкот импортированных из Франции товаров.
В Европе произошло несколько терактов — в Ницце, Авиньоне, Париже, Лионе и в Вене (Австрия). Погибло более десятка человек.
Президент Эмманюэль Макрон сказал:
"Они хотят нашей смерти. Так что мы будем сражаться с ними насмерть. Французская Республика — милая девушка, но она не позволит изнасиловать себя".
И французское правительство разработало законопроект "Об укреплении республиканских принципов" для борьбы с радикальными формами религий, которые трансформируются в терроризм, а также вовлечения всех молодых верующих в жизнь светского государства.
Что предлагает новый закон?
Всего в документе около 50 статей. Вот основные положения:
Во Франции более 60 000 детей учатся дома, однако теперь, чтобы не посещать школу, придётся предъявить справку из медицинского учреждения. В остальном все дети должны интегрироваться в среду и перенять ценности Республики. Запрета изучать арабский язык и культуру не будет, но их уберут из школьной программы.
Так французские власти хотят прекратить практику обучения детей в радикальных религиозных общинах. По словам Макрона,
"там образование состоит, в основном, из молитв".
Дело в том, что о Пати террорист узнал из соцсетей: там рассказывали о том, что он оскорбляет пророка Мухаммеда. Поэтому теперь раскрытие информации о человеке, которая может ему навредить, хотят запретить.
Эта мера призвана ограничить влияние зарубежных радикальных течений. Власти обратились к Французскому совету по делам мусульманского вероисповедания с предложением подписать хартию светских ценностей и создать Совет имамов, который будет проводить сертификацию религиозных деятелей.
Всем госслужащим и госкомпаниям запретят выражать свои религиозные убеждения и руководствоваться ими при оказании услуг. Общественные бассейны попадают в категорию госкомпаний. По этой же причине во Франции запретят конфессиональные меню в столовых.
Общественные организации также смогут обращаться к властям, если есть подозрение, что женщину насильно выдают замуж. У многожёнцев отберут вид на жительство.
Закон "Об укреплении республиканских принципов" уже одобрил совет министров Франции. В январе 2021 года он уйдёт на рассмотрение Национального собрания (нижней палаты парламента).
Какие последствия могут быть у этого закона?
Во Франции живёт около 67 миллионов человек, 6 миллионов из них — мусульмане. Несмотря на то, что их немного, раньше правительство Франции — как и руководство многих других стран Европейского союза — старалось интегрировать их в т.н. "мультикультурное общество".
В нём культурные различия не противопоставляются, а принимаются и поддерживаются.
Однако после теракта у редакции Charlie Hebdo и серии нападений в Париже в ноябре 2015 года, при которой погибло 130 человек, во Франции начали ужесточать миграционное законодательство и следить за религиозными общинами. Ответной реакцией стала радикализация молодых мусульман Франции и их приверженность не стране, а религии.
В 2020 году опрос Французского института общественного мнения показал:
57 процентов французов-мусульман моложе 25 лет ставят законы шариата выше законов Франции.
В 2016 году по данным Европола (полицейский орган ЕС) Франция занимала 1-е место по количеству радикальных исламистов, а к 2020-му пережила самое большое число террористических атак в ЕС.
Проект закона "Об укреплении республиканских принципов" уже вызвал споры среди политиков. Лидер республиканцев в Сенате Брюно Ретайо заявил, что закон
"не затрагивает одно из главных последствий роста влияния исламизма — миграционный хаос".
Левая партия "Неподчинившаяся Франция" опасается, что документ приведёт к "стигматизации ислама, ограничениям свобод и вмешательству государства в религиозные дела".
Есть несколько вариантов развития событий после принятия закона о республиканских принципах:
Всё это — лишь предположения. В любом случае нужно дождаться принятия закона. Он не направлен на ислам — власти Франции не собираются сносить мечети, отменять богослужения и запрещать изучение этой религии. Основная задача проекта — борьба с радикалами, сепаратистами и террористами. Однако уже сейчас понятно, что французские мусульмане видят в качестве мишени нового закона себя. И станет ли их переубеждать Эмманюэль Макрон, не ясно.