Китай справился с COVID-19 за пару месяцев, Европе и Америке на локализацию болезни понадобится от полугода. Но карантин и пандемия когда-то закончатся: когда 60-80 процентов населения Земли выработают устойчивость к вирусу, мы будем жить с "короной" точно так же, как с обычным гриппом.
Но большинство прогнозов говорят, что прежним мир уже не будет — пандемия изменит нашу реальность. Так что ждёт нас в посткоронавирусном будущем?
Новая Великая депрессия
Современный мир мультицентричен, а значит, торгуют все и со всеми. Связка мировых экономик настолько плотная, что, если что-то проседает в Китае, то это сразу же чувствуют в России, Франции или США. Экономические эффекты от коронавируса и связанного с ним карантина ещё предстоит оценить, но уже сейчас можно сказать, что вирус обойдётся миру очень дорого.
За 2 месяца пандемии ВВП Китая сократился на 40 процентов.
А в США, чтобы приостановить крах рынков, Федеральная резервная система (ФРС) за 2 дня вбросила в экономику 1,5 триллиона долларов и снизила до нуля ставку для банков.
Эксперты считают, что пандемия коронавируса прекратится летом, а вместе с ней закончится падение валют. Если США и Китаю повезёт, и их экономики сразу же войдут в восстановительный рост, всё будет хорошо — и не только у них, а у всего мира. Если наступит 2-я волна коронавируса, чего сейчас особенно опасаются в КНР, а рынок США уже будет залит деньгами ФРС, то всё будет плохо: нас ждёт кризис масштабов 2008 года.
Так как от коронавируса больше всего страдает производство, государствам придётся создавать новую экономику с другими ценностями и способами производства, транспортировки и распределения товаров, принципами розничной торговли.
Не ясно, что будет происходить с рынком недвижимости — эпидемия сделала цены нестабильными. Но в России продажи квартир и загородных домов пока что растут. Падающий рубль и снижение цены нефти подтолкнули многих граждан быстрее завершить сделки. Так утверждает директор департамента вторичного рынка "Инком-Недвижимость" Михаил Куликов:
"Многие граждане спешат как можно скорее приобрести что-то для сохранения своих накоплений".
Коммерческий директор застройщика "ФСК" Ольга Тумайкина ожидает, что "на волне повышения спроса будут расти и цены". По её прогнозам, в ближайшие месяцы стоимость жилья в новостройках может вырасти на 5-7 процентов. Но эксперт по недвижимости Олег Бендриков уверен, что в долгосрочной перспективе рынок недвижимости в России может просесть:
"В будущем часть населения уже не сможет себе позволить ипотеку, и тогда цены начнут падать".
На посткоронавирусном Западе сложится примерно такая же ситуация. В США по мере роста безработицы цены на жильё будут падать. Австралийский экономист Найджел Стапледон говорит, что
"больше всего не повезёт инвесторам и продавцам квартир. В условиях падающего спроса продажи станут невыгодными. А вот у покупателей будет намного меньше конкурентов. Уволенные сотрудники ... не рискнут купить квартиру".
Мир офлайн недоступен. Воспользуйтесь онлайн-версией
Нет, мы не перестанем выходить на улицу. Даже в разгар пандемии люди не могли просто запереться дома и остаться без свежего воздуха. В Италии для похода в аптеку предъявляли справку из полиции. В Москве ели шашлыки безо всяких справок — главное, на улице.
Но эксперты уверены:
после пандемии наше общество не будет прежним. Термин "социальное дистанцирование" настолько въестся нам в головы, что мы ещё долго не сможем нормально общаться офлайн. Онлайн станет нашим спасением, и как раньше уже не будет.
Государства начнут инвестировать в технологии наблюдения за потенциально опасными гражданами. Они уже сейчас позволяют следить за людьми постоянно. Израильский профессор Юваль Ной Харари уверен, что память о COVID-19 будет свежа ещё долгое время, и это приведёт к тотальному контролю над населением:
"Биометрические браслеты позволят легко останавливать эпидемии, но это несёт в себе новые угрозы. Государства (или злоумышленники) смогут определить, как вы реагируете на речи политиков, сериалы и рекламу, как правильно вызывать эмоции лично у вас, — и как контролировать вас полностью".
Во всём мире изменится отношение к здравоохранению:
лучше за счёт налогов содержать больше медицинского персонала, койко-мест и медицинского оборудования, чем терять ВВП во время эпидемии.
Также страны начнут активно развивать сервисы удалённой работы и образования. Роботизация торговли и доставки станет особенно популярной — в постэпидемическом будущем ждём появления ещё большего количества автоматизированных магазинов, а также роботов, которые будут патрулировать улицы и доставлять продукты. Такие уже есть в Китае:
Главный тренд-хантер, основательница компании по прогнозированию актуальных веяний Trend Union Ли Эделькорт считает, что нам придётся пересмотреть свой привычный уклад жизни и ценности. Она называет это явление "карантином потребления":
"Темп жизни замедлится, большинство будет продолжать работать из дома, развлекаться только среди близких друзей или семьи, мы станем более самодостаточными и внимательными. Показы мод будут выглядеть странно и неуместно, реклама путешествий — смешно, планы на будущее — неубедительно".
Сейчас, в режиме пандемии смертельного вируса, мы осознаем, что на самом деле нам не нужны новые вещи. Деньги и продукты нужно расходовать с умом, книги стоит перечитывать, а путешествовать можно и реже. Всё перечисленное будет зависеть не только от нашей сознательности — это надолго станет вынужденной необходимостью.
В России, как и во всём мире, от коронавируса больше всего пострадали сферы туризма и гостиничного бизнеса, культуры, досуга и развлечений, общепита. По оценке Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО) есть высокий риск, что 90 процентов кафе и ресторанов закроется после пандемии. Вся отрасль уже в депрессии и несёт убытки, хотя многие заведения пытались поддерживать спрос и выживать за счет доставки.
Экономический кризис и карантин переживёт не весь бизнес. Например, по оценке президента Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймса Булларда в США уровень безработицы может взлететь до 30 процентов. В России, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, в конце июля было 3,05 миллиона зарегистрированных безработных — это в 3,5 раза больше, чем 1 апреля.
А раз нет работы, то нет денег. Получается, Ли Эделькорт права, говоря, что
нам придётся научиться меньше потреблять и обходиться тем, что у нас уже есть.
Однако если не зацикливаться на том, что наш привычный мир безвозвратно потерян, то ничего страшного нет. Большая часть изменений положительная.
Коронавирус и чистота
Несмотря на то, что экологический тренд Грета Тунберг задала ещё в 2019 году, он будет развиваться и в коронавирусном 2020-м. Благодаря карантину в Индии люди наконец-то увидели голубое небо:
#BlueSkyChallenge #Delhi #India #bluesky #coronavirus #Ramayan #CoronaUpdate #COVID2019india #COVID19 pic.twitter.com/fOLIyKh5nb
— Aravind Krishnan (@aravind17) March 28, 2020
Конечно, когда пандемия закончится, люди продолжат загрязнять планету. Да, сейчас многие заводы закрылись, трафик в городах стал намного ниже, но в долгосрочной перспективе воздух чище не станет и наш вред планете не уменьшится.
Чтобы перестать надеяться, что экологии резко станет лучше, достаточно вспомнить последствия кризиса 2008 года. Тогда спад производства действительно сократил выбросы в атмосферу. Но, как только экономика начала приходить в себя, загрязнение резко увеличилось. Такая динамика характерна для любого кризиса:
Планета скажет нам спасибо, только если выходить из пандемии мы будем, используя исключительно экологически чистые технологии. К сожалению, до такого глобального уровня сознательности всему человечеству ещё далеко.