США и ЕС продолжают накладывать на Россию всё новые санкции — сейчас их более 7 000, и их число растёт. При этом на Западе признают, что ограничения не дали значительного эффекта: коллапса российской экономики до сих пор не произошло. Как так получилось? Спросили у программного директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева.
Почему не случилось краха экономики?
Начало российской спецоперации на Украине во многом застало Запад врасплох. Санкции стали импульсивной реакцией и принимались довольно спонтанно, хаотично и иногда эмоционально, считает эксперт:
"На Западе мало кто знал, что операция начнётся, и поэтому реакция была достаточно импульсивной".
По мнению Ивана Тимофеева, санкции не были тщательно проработаны и подготовлены, а вот Россия вовремя предприняла шаги, чтобы нивелировать их негативные последствия для своей экономики — например, была налажена национальная платёжная система. Это помогло избежать жёсткого кризиса в области финансов.
"Это не значит, что не будет проблем в будущем, они будут, но в моменте сокрушить экономику не удалось".
Западные страны стремились сокрушить российскую экономику и "причинить России максимальную боль", говорили в Минфине США. Но сделать это оказалось не так просто: всё-таки у экономики РФ есть определённый запас прочности. Действительно, Всемирный банк прогнозирует, что по итогам 2022-го ВВП России может сократиться на 11,2%, но в 2023 и 2024 годах российская экономика пойдёт в рост и ВВП увеличится на 0,6% и 1,3% соответственно. А российский Центробанк в конце апреля счёл возможным снизить ключевую ставку до 14%: регулятор решил, что "риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарастать".
Как рублю удалось выровняться после резкого обвала?
Россия ввела жёсткие правила валютного контроля, в том числе и по продаже российского газа так называемым недружественным странам. Кроме того, из-за политического кризиса существенно выросли цены на энергоресурсы.
Выросший спрос на рубли, которые вынуждены закупать экспортные компании, поддерживает курс рубля. Поэтому сейчас курс выровнялся и удерживается на уровне прошлого года. Причём возврат к норме произошёл довольно быстро: в середине марта доллар взлетел до 120 рублей, но к апрелю откатился до 80, а сейчас и вовсе опустился ниже 69 рублей (впервые с июня 2020).
Страна под санкциями, а доход от экспорта растёт. Как такое возможно?
Зарубежные страны стали активнее скупать энергоносители, а цена на них выросла — это помогает компенсировать санкционное давление. Но, по мнению Ивана Тимофеева, здесь всё не так безоблачно: если вдруг рынок насытится, цена начнёт падать, и тогда эффект от санкций может оказаться более болезненным.
Чтобы адаптироваться к ситуации, России нужно искать новые рынки вместо США и стран Европы, считает эксперт. В мире существует дефицит энергоносителей и ресурсов, а значит, в торговой изоляции Россия не останется.
В целом западные аналитики подсчитали, что в плане экспорта Россия не только не проиграет, но и заработает больше, чем в прошлом году. Экспорт нефти и газа в 2022 принесёт России $320 млрд — почти на треть больше, чем годом ранее.
Если санкции малоэффективны, их отменят?
Странам Запада уже очевидно, что введённые ими санкции не работают так, как хотелось. Более того, они бьют не только по российской, но и по мировой экономике. Поэтому было бы логично предположить, что никому не нужные ограничения отменят. Но такой сценарий невозможен, уверен Иван Тимофеев. Раскрученный маховик ограничений уже не остановить, и санкции будут только ужесточать. Это связано с особенностью санкций — накапливающимся эффектом.
Когда ждать последствий санкций?
Иван Тимофеев отмечает, что механизм санкций рассчитан не на моментальный эффект, а на долгосрочную перспективу. Это значит, что ограничения не бесполезны — просто их последствия проявятся не прямо сейчас, а позднее.
Пример Ирана показывает, что влияние санкций накапливается и в будущем проблем в экономике не избежать. Уже сейчас Центробанк прогнозирует ускорение инфляции до 18–23%. Для сравнения, в марте она держалась на уровне 16,7%.
"По предварительным оценкам, инфляция в этом году, по базовому прогнозу, составит 20,7%... почти полтора—два года мы будем жить в очень сложной ситуации. Поэтому очень важно оценить свои силы и ресурсы", — отметил председатель Счётной палаты Алексей Кудрин.
Кроме того, российская экономика, хоть и не обрушилась, но уже пострадала. Санкции прежде всего затронули сектора, связанные с зарубежно-экспортном контролем: это сфера высоких технологий, промышленного оборудования.
Теперь в этих областях придётся опираться на импортозамещение или привлекать товары из других рынков. При этом нельзя исключать серьёзных последствий, предупреждает эксперт: могут возникнуть заторы производстве, а какие-то проекты рискуют полностью "встать".