Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что Турция "откроет дверь в Европу" для мигрантов, если "безопасную зону" на севере Сирии не поддержит международное сообщество и, в особенности, Европейский союз. По данным ООН, сейчас в стране находится более 3,6 миллионов зарегистрированных сирийских беженцев.
Эрдоган считает, что на север Сирии уже можно переселить около 1 миллиона человек, которые укрылись от конфликта на территории Турции. Там как раз создают "безопасную зону", которую поддерживают Соединённые Штаты. В 32 километрах от границы уже поселились 350 000 сирийцев. Президент Турции отметил, что страна готова помогать беженцам и даже строить для них города:
"Мы формируем вдоль нашей 450-километровой границы "безопасную зону". Мы могли бы строить здесь города вместо палаточных лагерей".
Однако он добавил, что без помощи Европейского союза Турция ничего делать не будет. Или же отправит всех беженцев Ангеле Меркель и Эмманюэлю Макрону:
"Дайте нам материально-техническую поддержку, и мы сможем построить жильё на севере Сирии. Мы можем обеспечить беженцам условия для жизни. Это либо произойдёт, либо нам придётся открыть для них дверь в Европу".
США поддерживают Турцию в защите и оснащении "безопасной зоны" на севере Сирии, а Европейский союз перевёл Эрдогану уже 2 транша на содержание беженцев. Но 6 миллиардов евро президенту Турции мало:
"Либо вы окажете нам поддержку, либо извините нас, но мы не собираемся тащить этот груз в одиночку. Мы не смогли получить помощь от международного сообщества, а именно от Европейского союза".
Для таких заявлений у Эрдогана есть одна справедливая причина: возобновившиеся в последние недели боевые действия в Идлибе создают перспективу увидеть очередную волну сирийских беженцев у границ Турции. Однако эксперты считают, что заявления президента Эрдогана — это мощный рычаг давления как на Европейский союз, так и на США. Так как Европа до сих пор ощущает последствия прибытия в Союз 15 миллионов беженцев в 2015 году, новых гостей ей не нужно, и она может дать ещё денег. Америка поддерживает силы курдских повстанцев, поэтому ей выгоднее сотрудничать с Турцией, чем воевать с ней.