Ваучерная приватизация: что это, и почему бумеры вспоминают её с содроганием

14 августа 2020, 18:05
Ваучерная приватизация: что это, и почему бумеры вспоминают её с содроганием
РИА Новости
В августе 1992 года в России началась ваучерная приватизация. Её идеологи обещали, что страна разбогатеет. Однако реформа провалилась. Рассказываем, что такое приватизация, и почему всё пошло не так.

14 августа 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ о начале чековой приватизации в стране. Разбираемся, как она проходила и куда привела россиян и экономику.

Предпосылки для реформы

Советский союз развалился в 1991 году. Цены взлетели мгновенно, предприятия стали массово закрываться, а налоги в бюджет почти не шли. Угроза остановки работы транспорта, водоснабжения, электроэнергетики стала реальной, но денег в стране не было.

Тогда глава ЦБ Виктор Геращенко для пополнения оборотных средств распорядился напечатать 1 триллион рублей. Однако и этого было мало. Деньги нужно было найти, причём срочно. Поэтому правительство обратилось к населению.

Народ против КПСС и СССР
Народ против КПСС и СССР / РИА Новости

Что такое ваучерная приватизация?

Россиянам объяснили, что советская модель экономических отношений себя изжила, а государство признали "неэффективным собственником". Гражданам предложили купить часть имущества бывшего СССР.

Верховный Совет РСФСР принял акты, которые предусматривали выкуп государственных предприятий. Чтобы не тянуть с открытием сберегательных счетов для населения, за основу реформы взяли модель Чехии. Она подразумевала покупку чеков или ваучеров.

В России их раздавали практически бесплатно — за 25 рублей, на которые всё равно ничего нельзя было купить. Всю приватизированную собственность государства оценили в 1,4 триллиона рублей. Поэтому номинальная стоимость ваучера составила 10 000 рублей.

Ваучер
Ваучер / РИА Новости

Россияне и ваучеры

Чтобы граждане бывшего СССР не проигнорировали реформу, идеолог приватизации Анатолий Чубайс придумал рекламную акцию:

он обещал, что на ваучер можно будет купить два автомобиля "Волга". И бумаги быстро раздали-раскупили. 

Он говорил, что "приватизация должна построить рыночную экономику в России в несколько ударных лет". "Норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия", Россия должна преодолеть играючи. 

То же светлое будущее рисовал и президент России Борис Ельцин:

"Чек — это своего рода билет в свободную экономику для каждого из нас".

Ельцин получает приватизационный чек
Ельцин получает приватизационный чек / РИА Новости

Однако светлого будущего не получилось — ваучерная приватизация провалилась.

Что пошло не так?

К такой серьёзной экономической реформе не были готовы ни россияне, ни новая власть.

Граждане не сумели правильно распорядиться своими ваучерами. Они становились жертвами мошенников или просто избавлялись от ваучеров, продавая их за копейки:

около 40 миллионов человек вложили ваучеры в нерентабельные предприятия. 22 миллиона россиян передали их мошенническим "чековым инвестиционным фондам". 24 миллиона оставили ваучеры на память и ничего с ними не делали.

Государство сделало не меньше ошибок, чем его население. В СССР не оценивали доходность предприятий по свободному рынку. Поэтому, когда в России начали продавать собственность, точно определить стоимость и будущее бизнеса было невозможно.

При оценке результатов приватизации в России эксперты сходятся во мнении: передача собственности из государственных в частные руки была организована в большой спешке и крайне неэффективно.

РИА Новости

Что в итоге?

Всего за 1992-1994 годы было приватизировано более 130 000 небольших предприятий. Но государство от этого почти ничего не выиграло. А россияне, участвовавшие в приватизации, до сих пор считают, что их жестоко обманули. 

Борис Ельцин писал в своей книге "Президентский марафон": 

"Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило всё на тот момент".

А Анатолия Чубайса называют "отцом олигархов" — отчасти благодаря его приватизации узкая группа лиц смогла обогатиться. Это привело к серьёзному расслоению российского общества. Чубайс отвечает, что в ошибках и недоработках приватизации виновато время и окружение:

"Мы не могли выбирать между честной и нечестной приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом".

Однако пересматривать итоги приватизации 1990-х в 21 веке никто не собирается. Экономисты и политологи уверены, что это будет не просто "несправедливо и немудро". Это может привести к новой экономической и социальной катастрофе.