Южный Судан
В 2011 после долгих военных конфликтов (по сути, затяжной гражданской войны) Южный Судан отделился от Республики Судан и обрёл независимость. Новое государство признали в ООН и даже сделали его членом организации. Но это беды в стране не остановило. В 2013 там вспыхнуло вооружённое противостояние между народом динка во главе с президентом Салвой Кииром и народом нуэр, который поддерживал оппозицию. Этот конфликт продолжался до февраля 2020 и стал одной из причин массового голода.
В феврале было сформировано переходное правительство, которое должно было положить конец войне. Но насилие в стране не прекращается до сих пор: только в 2020 десятки тысяч человек были вынуждены бросить всё, покинуть свои дома и спасаться бегством.
Южносуданский массовый кризис с беженцами стал одним из крупнейших в Африке — сейчас более двух миллионов выходцев из Южного Судана живут в соседних странах (как правило, в чудовищных условиях палаточных лагерей для беженцев). Пандемия только усугубила бедственное положение вынужденных переселенцев — из-за коронавирусных вспышек доставлять гуманитарную помощь стало практически невозможно.
Республика Судан
Благополучным Южный Судан не назовёшь, но и в соседнем Судане дела шли не намного лучше. Коррупция, безработица, нехватка продуктов питания и рост цен на топливо, хлеб и муку довёл народ до отчаяния, и в конце 2018 в стране начались масштабные протесты против правительства и президента Омара аль-Башира, опостылевшего народу за 30 лет правления.
Протесты закончились военным переворотом: президента свергли, а управлять страной назначили временный Военный совет. Но и это не принесло суданцам мир и спокойствие: по всей стране регулярно вспыхивали забастовки, жестоко подавляемые властями.
В конце концов, в Судане сформировалось новое правительство, которое занялось реформами, например, арестовало активы бывшей правящей партии и отменило исламские ограничения для женщин. Но больших изменений это не принесло, и спустя год после переворота ситуация в стране всё ещё плачевная.
В регионе Дарфур, пострадавшем из-за геноцида местного чернокожего населения арабскими отрядами, до сих пор происходят нападения на мирных жителей: вооружённые ополченцы отнимают у них землю, убивают, грабят и насилуют. При этом правительство, где доминируют арабские этнические группы, не спешит вмешиваться в локальный дарфурский конфликт и просто закрывает глаза на гуманитарную катастрофу в регионе. Это вызвало очередные протесты.
Кроме того, Судан может оказаться втянутым в войну за воду с Египтом и Эфиопией. У этих соседних стран никак не получается договориться по проекту плотины и водохранилища на главном притоке Нила — Голубом Ниле, что грозит обернуться военным конфликтом.