Смешная Россия: как появился российский стендап, чем он живёт и выживет ли

27 февраля 2020, 19:56
Смешная Россия: как появился российский стендап, чем он живёт и выживет ли
Стендап появился в США в 20 веке, а вот в Россию настоящий стендап-камеди добрался только к 2010-м и ещё только развивается. Мы поговорили с российскими стендаперами и узнали, чем живут молодые и смешные.

    Термин "стендап-камеди" появился в 1940-х в США. Артисты — всего лишь название, потому что тогда в клубе или баре мог выступить любой человек. Главное условие — чтобы тебя принимала публика. Если шутки "заходили", владелец сцены соглашался на следующее выступление. Главным стендап-клубом в 1970-х был Hungry I в Сан-Франциско. Прямая микрофонная стойка на фоне кирпичной стены, которые стали символом стендапа — это всё оттуда.

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

    #lennybruce wuz here

    Публикация от James McCann (@mccannjames82)

    Расцвет стендапа пришёлся на 80-е годы. И та комедия, которую придумали Джордж Карлин, Стюарт Ли, Луи Си Кей, Эдди Иззард и Эдди Мёрфи, почти не изменилась. В 21 веке стендаперы шутят по тем же правилам, что и их знаменитые коллеги из прошлого.

    Справка: стендап — это всегда живое сольное выступление. Взаимодействие комика с аудиторией и шутки "из жизни" обязательны. Истории могут быть и выдуманными, но вовлечённость аудитории — это главное.

    С 1990-х стендап стал приносить комикам деньги. И сегодняшние звёзды больше не выступают в барах за стакан пива — собирают огромные концертные залы с десятками тысяч фанатов. На стадион все желающие посмеяться тоже не всегда помещаются, поэтому стендап перебрался на телевидение. Кабельный канал Comedy Central стал первой и основной ТВ-площадкой для продвижения стендаперов. 

    Как стендап пришёл в Россию

    Появление стендапа в России, как и многих других вещей, задержалось примерно на полвека. Сначала россияне робко переводили шутки смешных и знаменитых с английского. И только в 2010-х стендап занял своё место в мире российского юмора. Он вырос из проекта канала ТНТ ComedyClub: в 2013 году его резидент Руслан Белый запустил собственное шоу "StandUp", сделанное по всем правилам жанра.

    Поначалу дело шло не очень. Зрителей нужно было заставить вспомнить, что это за формат: одинокий человек на сцене без парика, блёсток и наложенного поверх смеха рассказывает истории. Такие артисты были в СССР, но про них уже все давно забыли:

    Первым в России "живым" стендап-клубом стал московский Stand-Up Club#1 на Арбате. Он открылся в 2015 году и до сих пор считается одной из лучших площадок в стране. Свои комедийные клубы появились в Екатеринбурге, Самаре, Казани, Нижнем Новгороде.

    Столицей российского стендапа обычно называют Воронеж. Местное объединение устраивает концерты и собирает неплохую для небольшого города аудиторию. Дмитрий Шамаев, организатор и участник объединения STAND-UP VRN, объясняет, что стендап в России превратился в мощное движение и стал новым видом развлечений:

    "Есть кино, есть театр, есть телек дома, а стендап — какая-то альтернатива. Прикольная, недорогая… Это вариант нетривиального досуга".

    Чем отличается российский стендап от зарубежного

    О внутреннем устройстве комедии в России нам рассказал комик и организатор стендап-шоу Олег Денисов из клуба Steal The Show Comedy

    Он считает, что российская комедийная сцена не слишком отличается от того, что есть в США, Австралии и Англии. Но разница всё же имеется.

    Олег видит разницу в тематике и "душе" шуток. Логично, что существует "юмор места" — печальная история о пирожке из собаки, купленном у Выхино, будет непонятна жителю Берлина. Плюс, стендаперы из США первыми начали откровенно шутить о сексе, политике и религии. Но в Америке есть своя особенность:

    несмотря на то, что расовые и гендерные предрассудки перестали быть проблемой, о геях, неграх и феминизме с #MeToo там шутят много.

    В России ЛГБТ+ и расы почти не трогают — общественного консенсуса в их отношении пока нет. А вот с цензурой всё проще — не принято оскорблять чувства верующих и чеченский народ; нельзя пропагандировать гомосексуализм, критиковать президента России и РПЦ, много чего ещё не стоит делать. К шуткам о Путине и патриархе Кирилле есть оговорка: шутить можно, но делать эти шутки своей визитной карточкой и "переходить черту" не нужно. Сам Денисов не сталкивался с жёсткой цензурой, но прецеденты были.

    Ещё одно отличие: российский стендап стилистически не очень разнообразный, не так, как в США или Великобритании.

    "Всё строится на 2-х приёмах — комедии наблюдений и сторителлинге. У большинства комиков примерно одинаковые стиль и подача материала, мало кто экспериментирует". 

    В российском стендапе, в отличие от западного, очень мало женщин — они, скорее, исключение из правил. На Западе есть Эми Шумер, Наташа Леджеро, Сара Сильверман, Эллен Дедженерес — у нас есть Юлия Ахмедова. Однако причина не в том, что в России кто-то ущемляет права женщин и не даёт им шутить: просто сами девушки редко приходят в стендап. Может, дело в специфике женского юмора, но точной причины Денисов не знает.

    В остальном стендап в России и стендап на Западе почти не отличаются. Все мы люди, и стендаперы любой страны

    рассказывают публике про личную жизнь, неловкие ситуации в обычной жизни, детей, партнёров и родителей, понимание себя в мире, культуру и новости. 

    Разве что в России комики не зарабатывают так, как на Западе.

    Откуда берутся стендаперы

    Воронеж — город небольшой, но стендап там прижился. Однако будущие комики всё равно уезжают в Москву или Питер, где стендап-сцена более развита. Олег Денисов объясняет это тем, что комику, который хочет попасть на ТВ, нужны постоянные тренировки:

    "В небольшом городе может пройти от силы 2 "открытых микрофона" в неделю, а в Москве их раз в 10 больше. Чтобы стать успешным, необходима практика, а в регионах каждый день делать стендап-шоу просто невозможно — приходится уезжать".

    Некоторым везёт больше, и они уже живут в большом городе. Кажется, им лишь нужно написать хорошую шутку, выйти на сцену и начать шутить. Об этом с Кубом поговорил Кирилл — стендапер-самоучка, которого скоро покажут по ТНТ.

    После учёбы на факультете международных отношений Кирилл пошёл в армию, переехал в Москву и хотел стать депутатом. А потом передумал:

    "Как-то раз я записался на курсы ораторского мастерства и неожиданно для себя был лучшим на всём курсе и во всех конкурсах. Один раз выиграл ананас. Мне все советовали пойти на "открытый микрофон".

    На то, чтобы собраться с мыслями и решиться, у Кирилла ушло 2 года: "Помогли друзья, да и сам подумал, что никогда не боялся выступать. Ну я и попробовал".

    На Западе для начинающих стендаперов есть курсы и целые школы стендапа. В России тоже постепенно появляется что-то похожее. Например, в театральном центре им. Мейерхольда есть свой клуб Stand up ЦИМермана с кружком для молодых комиков.

    "Взрослые" стендаперы советуют младшим коллегам почитать литературу на тему архитектуры юмора и попробовать записать себя на камеру или хотя бы на диктофон, чтобы посмотреть на себя со стороны. Олег Денисов добавляет, что "ещё очень важно поработать над артистизмом, чтобы зрителям было не скучно смотреть выступление". 

    Однако стендаперы не обязательно должны идти по одному и тому же пути. Кирилл не ходил в кружки и центры стендапа. У него свой взгляд на российскую комедию:

    "Я видел в российском стендапе не творчество, а самодеятельность и КВНщину. Нужно играть с интонациями, мимикой, я считаю это ненужной клоунадой. Я захотел привнести что-то новое, не только по содержанию, а по форме и структуре".

    Он не видит особых отличий между российской и западной стендап-сценой. В США и Британии есть "определённые паттерны выступления, которые у нас просто заимствуются". Единственное серьёзное отличие — это "отношение к истории как поджанру стендапа":

    "Большая часть наших выступлений — это химера западного и КВНошного с преобладанием разрозненных шуток-минуток".

    Шутки он тоже пишет, скорее, по наитию. Подмечает разные вещи в жизни: "совпадения, нелогичность правил/людей, абсурдность". И просто это грамотно описывает.

    "Но часто я люблю баловаться с альтернативной реальностью, когда какая-то подмеченная абсурдность доводится мной до абсолюта".

    Главные кумиры Кирилла — это старые западные комики, вроде Луи Си Кея и Джорджа Карлина.

    Единственным русскоязычным эталоном комедии стал для него Илья Мэддисон — но он не комик, а летсплейщик из конца нулевых. Кирилл говорит, что не смотрит на российский стендап "сквозь розовые очки". Он не планирует становиться вторым Ильёй Соболевым — просто шутит и ищет себя и новые сюжеты. Но прийти с улицы на ТВ реально — главное пробовать и не останавливаться:

    "Важно искать свой стиль, а не делать всё под копирку".

    Есть ли у российского стендапа перспективы?

    Кирилл уверен, что перспективы у стендап-комиков в России самые радужные. "Особенно учитывая любовь Юрия Дудя к нашим стендаперам", — с улыбкой добавляет он.

    Олег Денисов с этим согласен:

    "Стендап популярен. В России часто дают концерты иностранные стендаперы, по всей стране открываются новые стендап-клубы, появляется больше комиков, больше зрителей".

    Он считает, что у людей всегда будет потребность в юморе: "Если воспринимать многие вещи серьёзно, то можно сойти с ума. Это значит, что комедия всегда будет актуальна". А из всех комедийных жанров стендап — самый простой и доступный, его может делать и понимать каждый.