В Италии разрешили эвтаназию. Рассказываем, где ещё можно спокойно умереть

27 сентября 2019, 17:40
В Италии разрешили эвтаназию. Рассказываем, где ещё можно спокойно умереть
Конституционный суд Италии объявил, что эвтаназия "в особых случаях" — не преступление. Но в большинстве стран мира она ещё запрещена. Рассказываем, что это такое, и где можно уйти в мир иной законно.

Раньше в Италии, как и почти во всех странах мира, эвтаназия считалась преступлением. Но 26 сентября Конституционный суд Италии решил узаконить добровольный уход из жизни. Суд постановил, что

помощь человеку в уходе из жизни — не преступление, если он испытывает "невыносимые страдания".

Пересмотреть вопрос об эвтаназии суд попросил итальянский активист Марко Каппато. Он помог уйти из жизни Фабиано Антониани — диджею Fabo. В 2014 году мужчина попал в аварию в Мадриде и остался инвалидом: он не мог двигать руками и ногами и ослеп. Не в силах выносить это состояние, он хотел пройти процедуру эвтаназии в Италии, но ему отказали. Тогда Антониани отправился в Швейцарию, где по собственному желанию ушёл из жизни в 2017 году. 

Fabo попросил меня отвезти его в Швейцарию. Я сказал "Да". #свободуfabo

А Каппато по возвращении обвинили в подстрекательстве к самоубийству. Ему грозило 12 лет тюрьмы, но Конституционный суд расценил действия активиста по-другому:

"Эвтаназия должна быть разрешена законом, но только в исключительных случаях, например, если пациент находится в крайне тяжёлом неизлечимом состоянии, которое причиняет ему физические и психологические страдания, которые он считает невыносимыми".

Каппато остался на свободе, но вопрос с эвтаназией остаётся открытым для многих государств. А также всех тех, кто страдает каждый день и готов к смерти, но боится за своих родных и врачей, которых впоследствии признают преступниками.

Что такое эвтаназия и нужна ли она?

Термин эвтаназия происходит от двух греческих слов — "eu" (хорошо) и "thanatos" (смерть). Это "хорошая смерть", когда врач помогает неизлечимо больному человеку проститься с миром и освободиться от ежедневных страданий. Их могут причинять психическое расстройство, мучительные боли, паралич конечностей.

Сегодня выделяют 2 вида эвтаназии: пассивная предполагает намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии, а активная подразумевает введение умирающему медицинских препаратов, что вызовет быструю и безболезненную смерть. При добровольной эвтаназии больной сам принимает решение о том, чтобы прекратить свою жизнь. В США распространена практика, когда человек заранее оставляет юридически заверенный документ о добровольной эвтаназии в случае, например, комы. Недобровольная эвтаназия законна с согласия родственников или опекунов больного, когда тот находится в бессознательном состоянии, а врачи уверены, что человек больше не очнётся.

Что касается идеи эвтаназии, или добровольного и осознанного самоубийства, то ни учёные, ни философы, ни религиозные деятели пока что не пришли к единому мнению. В этом вопросе сталкиваются гуманистические ценности, этика врачей, а также сострадание и религиозные догмы.

Перед врачами, которых просят провести эвтаназию, стоит выбор: либо они помогут человеку избавиться от страданий, таким образом "излечив его". Либо они нарушат Клятву Гиппократа, в которой прямо говорится о запрете убийства пациента:

"Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…"

Перед пациентами стоят примерно такие же вопросы. Если человек верит в Бога и живёт по его заветам, он не должен лишать себя жизни, иначе он попадёт в Ад (конечно, это самая простая и общая трактовка Библии). Но если его страдания так велики и мучительны, что он их физически больше не может выносить — так что же ему остаётся?

У неверующих такой дилеммы нет, но есть другой сложный вопрос — семья. Зачастую не все родные могут принять решение человека уйти из жизни и простить его.

Например, девушка уже упомянутого диджея Fabo поддержала его решение и поблагодарила Конституционный суд:

"Его тело превратилось в клетку. Он жил в этой тюрьме два года и девять месяцев. Если человек в таком состоянии хочет умереть дома, то я считаю, что запрещать ему это сделать крайне нечестно".

Но так бывает далеко не всегда.

В каких странах эвтаназия легальна?

Первыми эвтаназию легализовали Бельгия и Нидерланды, это произошло в 2002 году. В 2014 году бельгийцы пошли ещё дальше и разрешили эвтаназию для детей. Голландцы тоже согласны с такой практикой, но установили порог возраста: ребёнок не должен быть младше 12 лет.

С 2009 года законно умереть можно в Люксембурге, с 2016 — в Канаде. В США эвтаназия официально запрещена, но несколько штатов всё же делают исключения. В Вашингтоне, Орегоне, Вермонте, Калифорнии и Монтане добровольно уйти из жизни можно, а ассистировавшего в этом врача не посадят в тюрьму.

Пассивная эвтаназия не запрещена в Германии, Испании, Албании, Израиле и во Франции.

В Швейцарии "хорошую смерть" практически поставили на поток: там есть несколько учреждений, где эвтаназию делают даже иностранцам. Правда, процедура дорогостоящая — в среднем смертельная инъекция, сопроводительные документы и пребывание в клинике обойдутся в 4 000 евро. Для сравнения: в Бельгии стоимость эвтаназии уже включена в пакет медицинского страхования гражданина, остаётся лишь купить набор стоимостью около 70 долларов.

Но это не мешает индустрии "суицидального туризма" активно расти и развиваться. Жители кантона Цюрих, в котором эвтаназия разрешена с 1941 года, проголосовали за

"легализацию эвтаназии для неизлечимо больных, причём не только граждан Швейцарии, но и туристов, приезжающих в страну".

Изначальный посыл Федерального демократического союза и Евангельской партии о запрете "эвтаназийного туризма" в кантоне отклонили 84,5 процента швейцарцев.

Легко ли сделать эвтаназию?

Говорить о том, что на неё сложно решиться психологически как пациенту, так и его родственникам, мы не будем. Но даже в тех странах, где эвтаназия официально разрешена, процедура подготовки к уходу из жизни порой занимает несколько лет. 

Как это происходит в Бельгии: человек, который хочет пройти эвтаназию, должен дважды подать заверенную нотариусом просьбу. Это делается для того, чтобы больной мог тщательнее обдумать своё решение. Если намерение человека не изменилось, то потом его заявление 3 месяца рассматривает специальная комиссия. Она проверяет всю медицинскую документацию, ход лечения, выясняет, точно ли нет никаких методик, которые могли бы улучшить состояние пациента. И только если сделать действительно больше ничего нельзя, комиссия выносит положительное заключение об эвтаназии. Затем его ещё рассматривают судья и другие специалисты.

И только после всех этих бюрократических перипетий пациент получает возможность добровольно уйти из жизни. Но до самой последней минуты у него остаётся возможность отказаться от процедуры. 

В Люксембурге заявление больного об эвтаназии рассматривают лишь 2 медицинских работника и специализированная комиссия — суд в этом не участвует, так что "хорошая смерть" произойдёт быстрее. В Нидерландах эвтаназия также сопровождается меньшей бюрократией — там всего-то нужно сообщить о своем желании умереть лечащему врачу, а потом получить согласие комиссии по этике. Однако иностранцам добровольно умирать в Голландии не разрешено.

В России эвтаназия, естественно, запрещена — здесь теперь нельзя курить на собственных балконах, а принять самостоятельное решение о смерти смерти же и подобно. Врачам в России эвтаназию нельзя проводить в соответствии со статьёй 45 Федерального закона № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который определяет процедуру как "ускорение смерти пациента по его просьбе". Остаётся только жить, иначе вас настигнет статья 105 УК РФ — "убийство".

Эвтаназия или жизнь?

В 2019 году Региональное агентство по здравоохранению департамента Франш-Конте, Франция, начало расследование о принудительной эвтаназии в Лармонтском доме престарелых. В конце 2018 года стало известно о странных смертях нескольких пациентов в Понтарлье. Это вызвало подозрения в отношении сотрудников учреждения.

И подобные случаи не так уж редки. Конечно, когда человек относительно молод, его внезапная смерть вызывает больше подозрений, чем гибель пожилого и больного пациента. Но необоснованная эвтаназия во всех странах мира считается преступлением, поэтому все подозрительные смерти от рук врачей расследует полиция.

Противники эвтаназии обычно апеллируют к тому, что смерть — это грех. Но всё чаще возникают вопросы о том, а действительно ли человек сам принял решение уйти из жизни? Не подталкивал ли его кто-то из родственников или врачей, которым выгодна его или её смерть? 

Такие ситуации должны предотвращать описанные выше регламенты проведения эвтаназии. Обмануть можно одну или две инстанции, но пройти весь путь подачи документов, как в Бельгии, чтобы потом выяснилось, что пациент умирать-то и не собирался, невозможно.

Поэтому, когда речь заходит об аргументах против эвтаназии, говорят о ценности жизни как таковой; об этике врачей, которые должны следовать принципу "не навреди"; о религии; кто-то говорит о трусости тех, кто выбирает не борьбу с тяжёлой болезнью, а быстрый уход.

Но эвтаназия — это не быстро и не просто. Поэтому остаются врачи, правительства и религия, с которыми каждый неизлечимо больной, готовый к эвтаназии, должен справиться сам. И решение о смерти всегда остаётся за тем, кто собирается умереть. 

Так, британский писатель Терри Пратчетт долгое время выступал за эвтаназию. А когда узнал, что болен редкой формой болезни Альцгеймера, начал оформлять документы для швейцарской организации Dignitas, которая предоставляет услуги по "ассистированному самоубийству". Правда, в Швейцарию Пратчетт не поехал — он умер в 2015 году в возрасте 66 лет. В 2009 году он отправил в газету Daily Mail открытое письмо, в котором рассказал о своём решении прибегнуть к эвтаназии. В нём он отметил, что хочет "сам совершить прыжок в бездну прежде, чем его столкнут с края":

"Я наслаждаюсь своей жизнью и намерен так поступать ещё довольно долгое время. А когда на горизонте замаячит конец игры, я хочу умереть, сидя в кресле, в моём собственном саду, с бокалом бренди в руке, с Томасом Тэллисом в iPod (потому что его музыка способна приблизить к раю даже атеиста) и, возможно, со вторым бокалом бренди, если на него хватит времени. Кто скажет, что мой план плох?"