6 июня в 14.30 недалеко от метро "Цветной бульвар" в Москве был задержан журналист и корреспондент "Медузы" Иван Голунов. В ходе досмотра полицейские нашли у него 5 свёртков с порошкообразным веществом (экспертиза подтвердила, что это наркотик мефедрон). После этого полиция провела обыск в квартире журналиста. Там нашли ещё 3 пакета того же вещества, а также электронные весы.
Однако фотографии, опубликованные представителями правоохранительных органов, были сделаны не в квартире у Ивана. Вот так выглядят фото ГУ МВД России по Москве:
Стены обиты вагонкой, мебель старая. Квартира Голунова в его Instagram предстаёт совсем другой:
Вскоре в МВД признались, чтобольшая часть фотографий не имеет никакого отношения к делу Голунова.
"Считаем необходимым уточнить, что...фотография сделана при проведении обследования жилища задержанного. Остальные фотографии...сделаны в рамках проведения оперативных мероприятий...по пресечению деятельности группы лиц, занимающихся сбытом наркотиков в Московском регионе, на связь с которой проверяется задержанный".
Таким образом, существует лишь одна подлинная фотография, действительно сделанная при обыске квартиры журналиста:
Задержание
Голунова отвезли в управление внутренних дел по Западному административному округу Москвы. Требование предоставить ему адвоката полицейские поначалу проигнорировали. После его доставили для медицинского освидетельствования в наркодиспансер. По словам Голунова, в ходе допроса его избили:
"Я в очередной раз потребовал адвоката и схватился за стул, меня начали тянуть за руки. Я упал и ударился головой, оцарапал кисть правой руки, когда меня тащили. Внизу лестницы я лежал на земле, меня волокли, и [сотрудник полиции по имени] Максим надавил мне ногой на грудь. Другой сотрудник ударил меня кулаком в щёку".
Правда, ГУВД Москвы затем выпустило пресс-релиз, где заявило, что
сообщения об избиении журналиста "не соответствуют действительности".
Ночью полиция объявила, что "часть изъятых [в квартире Голунова веществ] представляет собой кокаин массой свыше 5 граммов". Близкие журналиста отрицают, что Иван когда-либо употреблял наркотики.
Через своего адвоката Дмитрия Джулая Голунов сообщил, что полицейские, помимо применения силы, отказались вызвать скорую помощь, чтобы зафиксировать следы побоев, а также отказались взять у него смывы рук, чтобы подтвердить его контакт с наркотиками. Адвокат Ольга Динзе направила заявление в Следственный комитет о действиях полицейских, задерживавших Голунова.
Позднее Голунова всё же согласились проверить на наркотики. Главный нарколог России Евгений Брюн заявил, что
"следов наркотиков не нашли ни в смывах с рук, ни в моче журналиста, сданной сразу после задержания".
После обследования главврач 71-й больницы Александр Мясников объявил, что у Голунова обнаружены "гематома в области левой скулы и ссадины на спине", предыдущие заявления о сотрясении мозга и черепно-мозговой травме не подтвердились.
Голунов показал ушибы и царапины на спине. Опубликована первая видеозапись с момента его задержанияhttps://t.co/RKrlRDdOPh
— The Insider (@the_ins_ru) 7 июня 2019 г.
Обвинение
Только утром 7 июня Голунову предъявили обвинение и открыли уголовное дело. МВД считает, что Иван Голунов "купил наркотики у неустановленного лица с целью дальнейшей перепродажи". Однако "совершить преступление он не успел", так как его задержала полиция.
По версии следствия, Голунов
"совершил покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере".
За это ему может грозить тюремный срок от 15 лет. Кроме этого, МВД настаивает, что журналист причастен к сбыту наркотиков в московских ночных клубах. Он якобы привозил синтетические наркотики из Латвии, а затем продавал их в Москве. Никаких доказательств этому обвинение на данном этапе общественности не предоставляло (впрочем, доказательства предоставляют в суде при разбирательстве по существу, которого пока не было).
Сам журналист вину не признаёт и говорит, что наркотики ему подбросили. Он считает, что его преследуют за публикации о похоронном бизнесе, из-за которых он раньше получал угрозы.
Пока проводятся следственные действия, Никулинский суд Москвы отправил Голунова под домашний арест на 2 месяца. Он будет отбывать его в квартире своей матери, где прописан. Ему запрещено покидать дом, пользоваться средствами связи и общаться с людьми, проходящими по делу.
Стоит отметить, что такое решение суда можно считать своеобразным прецедентом — при обвинении по статье о хранении наркотиков под домашний арест никого не отправляют. Якобы так суд пошёл на уступки общественности, которая стала требовать отпустить Ивана на свободу.