1 сентября США объявили о том, что отменяют свой "пакет коалиционных фондов поддержки" для Пакистана из-за "бездействия" и неспособности Исламабада действовать против воинствующих групп в стране. Ещё в начале 2018 года президент США Дональд Трамп заявил, что приостановит выплаты помощи Пакистану, обвинив власти страны во "лжи" (конечно, это же мистер Трамп). После этого Конгресс лишил Пакистан помощи в размере 500 миллионов долларов.
Белый дом открыто заявил, что, по его мнению, пакистанское Агентство межведомственной разведки финансирует движение Талибан как по идеологическим соображениям, так и в попытке противостоять растущему влиянию Индии в Афганистане.
"Из-за отсутствия решительных действий Пакистана по поддержке стратегии в Южной Азии, оставшиеся 300 миллионов долларов были перенаправлены... на другие важные направления",
- говорится в заявлении представителя Пентагона, полковника Фолкнера.
Таким образом, общая сумма удержанных средств составила 800 миллионов долларов.
Раньше всё было по-другому, потому что Пакистан действительно интересовал США как опорная точка в борьбе с терроризмом. Благодаря своему влиянию на Исламабад, Америка закрепилась в регионе и могла оказывать влияние на соседние с Пакистаном государства. С 2002 года Пакистан получил помощь США на сумму около 33 миллиардов долларов. Из них около 14 миллиардов долларов были направлены на возмещение расходов Пакистана по оказанию поддержки возглавляемому США повстанческому движению в Афганистане.
А потом Пакистан стал интересовать США меньше, и поток денег, шедших на борьбу с террористами, стал иссекать. К тому же, в Пакистане сменилось правительство. 17 августа 2018 года глава пакистанской партии "Движение за справедливость" Имран Хан стал премьер-министром Пакистана. И напряженность между США и Пакистаном сразу усилилась. Хан долгое время выступал против открытого присутствия США в соседнем Афганистане. Он также объявил, что Исламабад будет добиваться выстраивания "взаимовыгодных" отношений с Вашингтоном, что последнему очень не нравится.
Так почему ушедшие из Пакистана деньги Америки грозят не только одной стране, но и положению стран всего региона?
Какова расстановка сил в регионе?
США решили пересмотреть подход к сотрудничеству с партнёрами. На Ближнем Востоке в союзники Америка выбрала себе Израиль (уже давно, но сейчас Дональд Трамп обозначил это как нельзя лучше). Америка прекратит финансировать не только Пакистан, но и Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Без денег США агенство просто не выживет - а вместе с этим в Палестине начнут рушиться все социальные институты.
Именно эта позиция поможет США укрепить сотрудничество с Израилем. Президент страны Биньямин Нетаньяху написал:
The weak crumble, are slaughtered and are erased from history while the strong, for good or for ill, survive. The strong are respected, and alliances are made with the strong, and in the end peace is made with the strong.
— PM of Israel (@IsraeliPM) 29 августа 2018 г.
Слабые разрушаются, гибнут и стираются из истории, в то время как сильные, хорошо это или плохо, выживают. Сильных уважают, и союзы с сильными, и в конце концов, приведут к миру сильных
Союз США и Израиля всё укрепляется - как в отношении Сирии, так и прочих международных проблем.
А на Юго-востоке Азии в друзьях у США появилась Индия - она тоже против афганских террористов и очень выручит Штаты. У США есть некоторые соображения насчёт "индо-тихоокеанского региона" - это область от западного побережья США до западного побережья Индии.
Бросив Пакистан на произвол судьбы, Америка углубляет стратегические и экономические связи с Индией в попытке противостоять растущему влиянию Китая в названных границах. А Индия США в этом активно помогает. Шабахар, порт в Иране, станет каналом для индийских поставок в Афганистан. Именно он рассматривается Пакистаном как соперник его порта Гвадар. Соответственно, Индия и США будут совместно противостоять Китаю, который инвестировал в Гвадар и инфраструктуру Пакистана около 60 миллиардов долларов. Это помешает КНР развиваться.
В этой же связи у США есть вопросы по долгу Пакистана в Международном валютном фонде. Администрация Трампа недовольна тем, что МВФ предоставил Пакистану финансовую помощь - Исламабад должен миллиарды долларов за тот самый "китайско-пакистанский экономический коридор" - с портом Гвадар в конце.
Что теперь?
Визит Госсекретаря США Майка Помпео в Пакистан мало что прояснил. Разве что то, что Америка пока не намерена отпускать от себя Пакистан слишком уж далеко - пока существует Талибан, пока есть терроризм в Афганистане, пока есть Китай с его намерениями усилить своё присутствие в регионе - США будет поддерживать отношения с Исламабадом.
Майк Помпео заявил, что на переговорах с премьер-министром Пакистана Имраном Ханом они обсуждали необходимость "мирного урегулирования" в Афганистане, но странам предстоит "пройти долгий путь" для заключения каких-либо твёрдых соглашений.
"Мы дали им понять, и они согласились с тем, что пришло время для нас начать выполнять наши совместные обязательства [имеется в виду борьба с терроризмом]. Было достигнуто согласие о необходимости действий "на местах", которые начнут укреплять доверие между США и Пакистаном",
- сказал Майк Помпео.
Эксперты тоже не могут точно сказать, что ждёт отношения США и Пакистана, а также какова будет расстановка сил в регионе. Потому что сейчас встаёт вопрос не о терроризме, а о противостоянии Китая и США - как бы странно это ни звучало. И Пакистан, возможно, снова станет "священной коровой", за которую будут бороться несколько стран.