Дело "Нового величия" - как 18-летние сидят в СИЗО за переписку в Телеграме

13 августа 2018, 19:25
Дело "Нового величия" - как 18-летние сидят в СИЗО за переписку в Телеграме
РИА Новости
В Рунете новый всплеск гражданской активности, который уже в среду может перейти в реал в виде шествия в поддержу подсудимых по делу "Нового величия". Рассказываем, что это за история.

По уголовному делу "Нового величия" арестованы 8 молодых людей и две девушки. Всех их задержали 15 марта как участников оппозиционной группы.

За время заключения состояние здоровья Марии Дубовик (19 лет), Анны Павликовой (18 лет) сильно ухудшилось. Но Дорогомиловский районный суд на заседании 9 августа не изменил своего решения и продлил арест до 13 сентября. 

То, что девушкам становится хуже, а суд отказывается им заменить форму заключения даже на домашний арест, вызвало широкий общественный резонанс. 

В связи с этим 15 августа в центре Москвы должен пройти "Марш матерей". Участники акции намерены выйти на улицу, чтобы поддержать фигуранток дела "Нового величия".

Участники марша требуют выпустить из тюрьмы девушек и хотя бы избрать им другую меру пресечения. На странице мероприятия в Facebook организаторы написали, что никаких плакатов с лозунгами во время марша быть не должно. Они также призвали присоединиться к шествию всех матерей, которые теперь боятся за будущее своих детей.

Мэрия Москвы призывает организаторов акции отказаться от марша. Он не согласован с властями и представляет угрозу общественной безопасности. Адвокат Анны Павликовой также попросил отменить акцию 15 августа и вернуться к этой затее только после согласования с мэрией. Необдуманные действия могут навредить его подзащитной и другим подсудимым. 

Дело "Нового величия"

Оппозиционное движение "Новое величие" или, как оно обозначено в материалах уголовного дела, экстремистское сообщество просуществовало с ноября 2017 года по март 2018 года, когда было задержано 10 человек - участников "движения".

Большинство участников дела "Нового величия" познакомились в телеграм-чате. Спустя некоторое время они стали встречаться в московских "Макдоналдсах" и разговаривать на разные темы, включая политические. В какой-то момент среди молодых людей появился ещё один человек, известный в чате под ником "Руслан Д."

Именно этот человек подначивал, тех, кто сейчас сидит в тюрьме, перейти от безобидных встреч в "Макдональдсах" к организации политического движения. Он составил устав организации, снял помещение, в котором проходили встречи и предложил распределить роли. Также к Руслану Д. в движении присоединился оперативник уголовного розыска Максим Расторгуев. Он взял на себя руководство отделом прямого действия.

Сходив на три митинга ("За московский троллейбус", марш памяти Бориса Немцова и митинг Навального) и распечатав листовки движение прекратило своё существование, потому что 15 марта бойцы СОБРа всех арестовали. Руслан Д. не был задержан - он свидетель по делу.

Адвокаты подсудимых считают, что Руслан Д. - оперативник спецслужб. Они обвиняют его и Максима Расторгуева в подстрекательстве и к склонению к совершению противоправных действий. Это нарушение федерального закона №144 "Об оперативно-розыскной деятельности".

"Я считаю все дело провокацией сотрудника спецслужб. Без этого Руслана Д. не был бы написан никакой устав, ничего они делать не собирались,"

- утверждает адвокат Пашков.

Грядет не только Марш, но и приватный ВК

На увеличение количества уголовных дел из-за репостов и переписок в социальных сетях отреагировали не только активисты.

Соцсеть "ВКонтакте", обеспокоенная ростом числа уголовных преследований за публикации и переписки в интернете, анонсировала появление приватных профилей. Страницу в можно будет оставить открытой только для своих друзей. Кто репостнул запись, уже через две недели сможет увидеть только автор поста. Об этом сообщил Андрей Рогозов, исполнительный директор ВК.

Администрация "ВКонтакте" обязана выполнять требования властей и предоставлять информацию о пользователях. Но правоохранительные органы не учитывают контекст, шутки принимают за реальные призывы к действию или оскорбления.