Кнорозов: каким был человек, разгадавший код майя

10 июля 2022, 15:38
Гений, любитель котиков и расшифровщик письменности майя — это выдающийся советский учёный Юрий Кнорозов. Ему в одиночку удалось совершить мировой прорыв — разгадать шифр иероглифов загадочной цивилизации. При этом жил учёный замкнуто и умер в одиночестве. Рассказываем, что это был за человек.

Творческий ребёнок 

Кнорозов родился в семье инженера, но сам он с детства был явным гуманитарием и увлекался творчеством. Маленький Юра играл на скрипке, рисовал и писал романтические стихи. А ещё он занимался врачеванием — избавлял соседей от болей наложением рук.

Знаток шаманизма 

Кнорозов учился на историческом факультете — сначала в Харькове, а после войны поступил в МГУ. Для изучения он выбрал шаманские практики и посвятил магическим культам несколько публикаций. Кстати, у самого Кнорозова тоже были необычные способности — он обладал навыками гипноза.

Гениальный учёный 

Ключей к текстам майя не было, но учёный нашёл зацепку в книге испанского монаха — тот заставлял индейцев писать слова, чтобы зафиксировать их алфавит. Кнорозов догадался, что индеец записывал иероглифами не звуки, а названия латинских букв. Открытие Кнорозов сделал в одиночку, ни разу не побывав в Мексике.

Потенциальный диссидент 

Разгадка письменности майя могла привести Кнорозова в тюрьму — за оспаривание доктрин марксизма. Энгельс писал, что у майя государства не было, при этом существовало мнение, что иероглифическая письменность, как у майя, соответствует стадии развитого классового государства.

Заядлый кошатник 

Кнорозов очень любил кошек и особенно — свою Асю, которую он называл соавтором некоторых трудов. Наблюдая за кошкой и её котятами, он проверял на практике гипотезы по теории сигнализации. Кнорозов даже пытался вписать Асю в заголовки работ, но редакторы всякий раз вычёркивали кошку из соавторов.

Одинокий интроверт

Кнорозов был человеком необщительным, а проблемы с алкоголем и тяжёлый характер только усугубляли его замкнутость. В 1999 Юрий Валентинович умер в полном одиночестве на больничной койке в Петербурге. Он совсем немного не дожил до получения гранта Гарварда.