Конференция ООН по изменению климата (COP26) продлится в Глазго до 12 ноября. Но мировые лидеры, которые могли бы согласовать действенные меры против глобального потепления, уже уехали.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон до начала саммита говорил, что эта конференция — "последняя надежда спасти планету". А сейчас он уже был более сдержан в формулировках: по его мнению, прогресса политикам удалось добиться, но пока "впереди много работы".
О чём договорились?
африканские страны будут тратить $6 млрд в год на адаптацию к последствиям изменения климата и призывают состоятельные государства выделять им ежегодно по $2,5 млрд в течение 5 лет на эти же цели;
Великобритания, ЕС и США подписали соглашение с ЮАР по программе Just Energy Transition на $8,5 млрд, чтобы снизить зависимость страны от угля;
Почему эти договорённости ничего не решат?
Страны — участницы саммита выполнили одну из основных задач COP26: проанализировали, что удалось сделать со времён Парижского соглашения. Но ничего нового выработать не получилось.
Например, в 2014 страны уже обещали прекратить уничтожение лесов, но значительных успехов добиться не удалось — а в Бразилии за последние годы темпы вырубки лесов только выросли. Из $19 млрд, которые на COP26 пообещали выделить на борьбу с вырубкой лесов, $12 млрд — средства из уже действующих кампаний, направленных на борьбу с лесными пожарами и помощь коренным народам Латинской Америки. Остальные $7 млрд пожертвовали не страны, а миллионеры-филантропы и частные компании.
Президент США Джо Байден, хоть и извинился за своего предшественника Дональда Трампа — тот вывел Штаты из Парижского соглашения, но тоже ничего фундаментально нового не предложил.
Более того, к октябрю 2021 США сожгли на 20% больше угля, чем в 2020-м — с такими цифрами убедить другие страны строить "зелёную экономику" сложно. Кроме того, в интернете в принципе сомневаются, что Байдена волнует экология: на конференции у него буквально слипались глаза.
Перед конференцией Антониу Гутерреш заявил, что развитые страны должны собирать $100 млрд долларов ежегодно на защиту климата, но эта цель тоже вряд ли будет достигнута.
А, например, премьер-министр Индии Нарендра Моди предложил развитым странам стремиться выделять не менее 1% своего ВВП на финансирование зелёных проектов в развивающихся странах. Но пока эту инициативу не поддержали: так, Япония согласилась выделить только $10 млрд в течение 5 лет, а Италия и Великобритания — ещё меньше.
Генсек ООН Антониу Гутерреш ещё перед саммитом в Глазго говорил, что конференция вряд ли будет удачной. При этом он подчеркнул, как важно предпринимать срочные меры для защиты экологии. По его словам, человечество "роет себе могилу", пренебрегая вопросами климата.
"Даже при оптимальном сценарии температура поднимется более чем на 2 градуса Цельсия. И в этот момент, когда мы с надеждой открываем климатическую конференцию, мы продолжаем движение к катастрофе. Молодежь знает об этом. Каждая страна может это видеть. Малые островные государства уже столкнулись с ней. Для них провал — это не вариант, провал — это смертный приговор", — заявил Гутерреш.