В мае 1994 года Армения и самопровозглашённая Нагорно-Карабахская республика с одной стороны и Азербайджан с другой договорились остановить конфликт в Нагорном Карабахе и поддерживать режим ненападения. В последующие годы обе стороны несколько раз обвиняли обвиняли друг друга в нарушении мира, но до полномасштабной войны не доходило.
12 июля 2020 года Азербайджан и Армения снова обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня на границе. Кто первым начал стрелять и чем закончится очередное обострение давнего конфликта? Разбираемся.
Кто, сколько и куда стрелял?
Армения утверждает, что 12 июля солдаты Азербайджана сначала попытались на "УАЗе" пересечь границу, а после хотели захватить её опорный пункт в Тавушской области. После азербайджанская сторона вела обстрел опорных пунктов у сёл Паруйр Севак, Чинари, Неркин Кармирахбюр, Беркабер, Бердаван. Ответного огня со стороны Армении не велось. Со стороны Армении потери убитыми составили 4 человека, общее число жертв достигло 43.
Минобороны Азербайджана говорит, что конфликт начался после того, как военные Армении обстреляли их позиции на границе Товузского района. Оно насчитало почти 150 обстрелов. В Нагорном Карабахе также подвели итог за неделю: более 6 000 выстрелов. С начала обострения конфликта погибли 12 азербайджанских военных, включая генерала.
Часть жителей окрестных сёл в Азербайджане эвакуировали, в Армении от эвакуации отказались.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян объявил:
"Руководство Азербайджана отодвигает на второй план внутренние проблемы путём обострения ситуации на границе. Так оно пренебрегает человеческими жизнями, в том числе жизнями азербайджанских солдат".
Советник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев ответил:
"Армения стремится к эскалации давнего военного конфликта на фоне усугубляющихся собственных социально-экономических проблем".
Войны пресс-секретарей и взаимные обвинения
Пресс-секретарь минобороны Армении Шушан Степанян 20 июля подвела итог:
"На армяно-азербайджанской границе на данный момент сохраняется относительное спокойствие. Противник на отдельных участках границы нарушил режим прекращения огня из различного стрелкового оружия 9 раз, произведя по армянским позициям 137 выстрелов".
В ответ Минобороны Азербайджана заявило, что с 19 на 20 июля "позиции азербайджанской армии были обстреляны 40 раз".
Армения обвинила Азербайджан в убийстве мирных жителей (погиб 1 человек). Следователи насчитали 6 повреждённых автомобилей, а также 24 дома в Тавуше.
Под обстрел попали коньячный и винный заводы, детсад, кладбище, водовод, газопровод и теплица.
Но по словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Вагифа Даргяхлы, история про азербайджанский беспилотник, который вёл обстрел мирных жителей — ложь и провокация. Он добавил:
"Мы никогда не обстреливаем населённые пункты […] Для наших беспилотников есть цели поважнее несчастного сельского жителя, например, позиции армянской армии".
В Ереване возбуждают уголовные дела "по факту обстрелов армянской территории со стороны Азербайджана". Их уже 37.
Война фруктов
17 июля на московский рынок "Фуд Сити" привезли абрикосы и чернослив из Армении. Но в реализации продукции поставщикам отказали. Об этом сообщил посол Армении в России Вардан Тоганян. 50 фур с фруктами оказались в отстойнике, в это время примерно столько же машин с товарами из Армении пересекали границу.
Пресс-секретарь минэкономики Армении Анна Оганян рассказала, как в "Фуд Сити" объяснили своё решение:
"Оно принято руководством торгового центра во избежание конфликтных ситуаций между армянами и азербайджанцами".
Посольство Армении и проживающая в Москве армянская диаспора смогли перенаправить фуры на другие продуктовые базы. За несколько часов почти все фрукты раскупили, а 19 июля 8,5 тонн абрикосов и персиков раздали бесплатно у армянской церкви на Олимпийском проспекте.
Рынком владеют граждане Азербайджана Год Нисанов и Зарах Илиев, они ситуацию с тоннами ненужных абрикосов комментировать отказались.
Международная реакция
Министр обороны Турции Хулуси Акар поддержал президента Азербайджана Ильхама Алиева:
"Турция решительно осуждает атаки армянской стороны... Боль Азербайджана — наша боль. Гибель азербайджанских военных не останется без ответа. Армения многие годы проводит политику агрессии, незаконно оккупируя азербайджанские земли".
Больше ни одна страна или международная организация не поддержала ту или иную сторону. ОДКБ и МИД РФ только выразили обеспокоенность обострением отношений между соседями России:
"Считаем недопустимой дальнейшую эскалацию, угрожающую безопасности региона. Призываем противоборствующие стороны проявлять сдержанность и строго придерживаться режима прекращения огня. МИД России готов оказать необходимое содействие для стабилизации ситуации".
Министерство иностранных дел Великобритании также призвало Армению и Азербайджан "положить конец нарушениям режима прекращения огня на границе и начать диалог". Этого желает и Папа Римский Франциск:
"С озабоченностью я слежу за новым обострением напряжённости между Арменией и Азербайджаном. Надеюсь, что посредством диалога и доброй воли сторон можно будет достичь длительного мирного решения на благо этих возлюбленных народов".
"Карабахский маятник"
Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы заявил, что его государство "намерено добиться возврата Нагорного Карабаха любой ценой". Несмотря на это, говорить о новой полномасштабной войне преждевременно. Так называемый "карабахский маятник", с постоянным возникновением и угасанием напряжённости на границе Армении и Азербайджана, "качается" уже 26 лет. И стороны, начав столкновение, неизбежно возвращаются к диалогу, потому что война невыгодна обеим сторонам конфликта.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов уверен, что подобные вооружённые инциденты "характерны для частично урегулированных, замороженных конфликтов":
"То, что это произошло вне территории Нагорного Карабаха, на границе Азербайджана и Армении, лишний раз свидетельствует: у этих государств проблема не только вокруг Карабаха. Для урегулирования ситуации необходимо возобновить переговоры".
Но и они лишь отсрочат неизбежное движение "маятника" в сторону очередного обострения на границе двух стран или в Нагорном Карабахе.