Африку объедает саранча. Откуда взялись рои насекомых и почему их не победить?

24 февраля 2020, 14:09
Африку объедает саранча. Откуда взялись рои насекомых и почему их не победить?
Reuters
Из стран Восточной Африки полчища саранчи долетели уже до стран Персидского залива и Южной Азии. Насекомых так много, что их уже не остановить. Почему с ними не получается бороться?

Восточная Африка страдает от нашествия саранчи. ООН просит помощи в борьбе с насекомыми: вероятность того, что их станет, меньше очень мала. Ближе к лету их станет только больше: в марте-апреле должны вылупиться новые маленькие саранчата из яйц, которые отложили насекомые, объедающие регион сейчас.

Вот так выглядят поля в Кении. Всё жёлтое — это не цветы, а насекомые, которые сжирают всю растительность на своём пути.


Из Африки насекомые уже успели перебраться в страны Персидского залива и дальше в Южную Азию. Под удар попали Кувейт, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Иордания, Иран, Пакистан и Индия.


Откуда взялись полчища насекомых?

Саранча прекрасно себя чувствует в сезон дождей: травка зеленеет, а чем её больше, тем активнее размножается саранча. Всемирная метеорологическая организация отмечает, что с октября 2019 года в Восточной Африке были необычайно сильные дожди. Обычно большое количество осадков в Африке выпадает под влиянием диполя Индийского океана. Этот феномен возникает из-за разницы температур поверхности воды западной и восточной частей Индийского океана. Из-за глобального потепления влияние диполя стало в разы сильнее. Как поясняют специалисты по климату из Индийского института тропической метеорологии:

"Диполь в Индийском океане в 2019 году был сильнее, чем предыдущие. В результате активность циклонов над западной частью Индийского океана также была необычной — и с точки зрения количества циклонов, и с точки зрения их интенсивности".

Откуда берётся саранча и почему её так много в этом году, вроде бы понятно. Но почему с ней никак не получается бороться?

Чтобы предотвратить нашествия подобного уровня, ООН и учёные должны существенно улучшить прогнозы того, где и когда будут формироваться рои, чтобы страны могли подавлять популяцию саранчи химическими инсектицидами до того, как насекомых станет слишком много. Проблема в том, что рой может начать формироваться в любой точке на площади более 15,5 миллионов квадратных километров в странах Африки и на Ближнем Востоке.

Прогнозирование — это единственный эффективный метод борьбы с саранчой. Если успеть понять, где начинает формироваться рой до того, как насекомые отрастят крылья, то "эпидемию" можно предотвратить, вовремя обработав места их обитания пестицидами. Но как только саранча отрастит крылья, её не остановить. За неделю рой крылатых пожирателей вполне может переместиться на территорию другой страны. А обработка огромных территорий, пораженных насекомыми чревата последствиями: миллионы литров химических пестицидов вредны для окружающей среды и здоровья человека. К тому же стоит учитывать, что страны Африки, в которых чаще всего и начинают распространяться рои, небогаты: самолеты и химикаты — недешевое удовольствие, а проводить обработку нужно не один раз. Именно по этой причине ООН призывает другие страны на помощь.

Нашествия саранчи можно сравнить с лесными пожарами. Рои будут распространяться до тех пор, пока не сожрут все или пока запасы пищи не иссякнут из-за засушливой погоды. Как только это произойдет, насекомые исчезнут и будут ждать следующего благоприятного момента, чтоб расплодиться, застелить тучами небо и сожрать всю растительность.