Почему еда стала новым наркотиком, и как вес убивает людей

5 июля 2019, 20:02
Почему еда стала новым наркотиком, и как вес убивает людей
Надо бы скинуть пару килограммов? Вероятно, вы правы. США, Европа и Азия начинают испытывать на себе последствия неправильного питания. Разбираемся, как еда превратилась в наркотик 21 века.

Пока тайские монахи и британские военные жиреют, мир голосует за жирных медведей (должен победить тот, кто наберёт больше килограммов к зимней спячке). И если на толстых животных смотреть даже если не приятно, то, как минимум, забавно, то люди с лишним весом почему-то умиления не вызывают. Почему так?

Специалисты предполагают (но это лишь предположение, британских учёных пока не позвали), что толстые животные не представляют для людей угрозы, поэтому мы не боимся их, а только умиляемся. А ещё в своём лишнем весе они кажутся беспомощными, как дети. Но с людьми этот фокус невозможен — если мы видим взрослого человека с лишним весом, то он (хотя ему в 21 веке и не надо) не сможет убежать от хищника или защитить семью. Мы не умиляемся, а сожалеем и сочувствуем, или же стараемся уйти подальше от потенциальной лёгкой жертвы саблезубого тигра.

Но мы все становимся тяжелее (слова "жиреем" всё же лучше избегать). Учёные провели более 30 лет за изучением индекса массы тела граждан более 200 стран мира. Выяснилось, что за это время в среднем человечество набрало около 5 лишних килограммов. Причём в сельской местности люди набирали массу гораздо охотнее, чем в городах — это было связано с более высоким темпом городской жизни и доступностью здорового питания для горожан.

Авторы доклада из комиссии Lancet (там всё серьёзно — 42 учёных из 14 стран) заявили, что недоедание сегодня — не самая большая проблема для мира. Мы становимся больше: 1 миллиард человек во всём мире страдает от недоедания и 2 — от лишнего веса (700 миллионов действительно больны ожирением). Только в Великобритании 2/3 взрослых страдают от избыточного веса. А это ведёт к росту сердечных заболеваний, диабета и рака. Так как же так вышло, что еду стали приравнивать к табаку, с которым борются уже не одно десятилетие, но никак не могут победить?

Начало "толстого апокалипсиса"

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) до 1980 года частота ожирения в индустриально развитых странах не превышала 10 процентов. После этой отметки всё стало гораздо хуже. В США количество больных ожирением возрастало на 50 процентов в течение каждого из 2-х последних десятилетий. С 1986 по 2000 год распространённость индекса массы тела (ИМТ) более 40 (при норме 18-24) среди взрослых американцев возросла в 4 раза, ИМТ более 50 — в 5 раз. Если эта тенденция сохранится (а современные исследования показывают, что так оно и будет), то к 2050-му году в США всё взрослое население будет страдать от ожирения. Даже несмотря на то, что многие страны на правительственном уровне пытаются бороться с ожирением, эта болезнь распространяется дальше.

Учёные стараются не нагнетать обстановку, но они подтверждают, что ожирение стало глобальной эпидемией. Несмотря на то, что доступность и дешевизна жирной и сладкой пищи и недостаток физической активности считаются ведущими причинами мирового ожирения, есть и другие факторы: недостаток сна, стрессы, социальная среда. И если раньше люди могли пропустить пару ужинов, заняться бегом по утрам и быстро прийти к нормальному весу, то сейчас это почти невозможно. Ожирение — это болезнь, и она сочетает в себе как физиологический, так и психологический факторы. 

Дело в том, что еда теперь — это не просто набор жиров, белков, углеводов и прочих аминокислот. Это способ справиться с внешним давлением, социумом и ожиданиями — как своими, так и чужими. Бодипозитив, о котором мы писали здесь, отчасти виновен в эпидемии ожирения. Да, раньше полные люди страдали от безобидных насмешек и жестоких оскорблений (чего греха таить, страдают и сейчас). Теперь их бережёт бодипозитив, бодипозитивные активист_ки и растущее число братьев и сестёр, у которых ИМТ стремится к 50. Безопасное пространство и приятное общение — это не плохо. Но требование "принимайте меня таким, какой я есть!" сыграло с обладателями избыточного веса неприятную шутку — оно позволило забыть, что человеческие суставы не рассчитаны на вес более 200 килограммов.

Хейтеры в интернете наталкиваются на стену из сообщений о том, что любое тело прекрасно, а лишний вес не оказывает никакого влияния на здоровье персоны (что, конечно, не так). Социум больше не может диктовать свои требования, и ему приходится мириться с тем, что у полных людей не просто есть права, но и нужды, которые придётся удовлетворять.

"Как я перестал волноваться и полюбил гамбургер"

Люди с избыточным весом придумали много хороших вещей — они полезны для укрепления гражданского общества, гуманны и должны бы научить всех быть добрее друг к другу. Тот же лукизм и фэтфобия/фэтшейминг — ну разве не чудесно осознавать, что ненавидеть людей из-за внешности нельзя? Они же придумали создавать общества полных людей. Одной из первых появилась Национальная ассоциация по защите прав людей, страдающих ожирением (NAAFA). Она возникла в 1969 году в США и защищает права и улучшает качество жизни толстых людей:

"NAAFA работает над устранением дискриминации по размеру тела и предоставляет толстым людям инструменты для самоутверждения посредством пропаганды, общественного образования и поддержки".

Для полных людей доступны все виды поддержки — от психологической до материальной. Например, обратившись в NAAFA или в другую подобную организацию в США, человек с избыточным весом может получить маленькую моторизованную тележку или мини-скутер, на котором будет удобно передвигаться по просторным холлам супермакетов Wallmart.

Международные авиакомпании США, Евросоюза и азиатских государств с 2013 года стали брать дополнительную плату с полных пассажиров. За каждый лишний килограмм придётся заплатить лишние пару долларов (ведь чем больше весит человек, тем больше топлива нужно самолёту для его перевозки). Некоторые авиакомпании взимают с полных пассажиров дополнительную плату за более длинный ремень безопасности, а также за каждое посещение туалета.

Активисты считают, что такое отношение авиаперевозчиков к людям, страдающим ожирением, является дискриминацией. А чтобы дискриминации в небе не было, на авиакомпанию можно подать в суд. Например, когда полного американца заставили взвешиваться перед посадкой на самолёт Hawaiian Airlines, он подал жалобу в министерство транспорта США с требованием наказать авиакомпанию. В Америке этот суд даже можно попытаться выиграть — в России это практически невозможно.

Директор NAAFA Пегги Хоуэлл утверждает, что ожирение — это заболевание, и права людей, страдающих от него, необходимо защищать:

"Мы сомневаемся в законности этой дискриминационной политики и её соответствии закону о запрете дискриминации в области воздушного транспорта, регулирующему перевозку пассажиров с ограниченными возможностям. Американская медицинская ассоциация недавно объявила ожирение болезнью, и поэтому пассажиры с избыточным весом должны относиться к категории лиц, подлежащих защите".

Ширококостная дискриминация

Помянув однажды дискриминацию, а также фэтфобных тощих ненавистников, мы вызвали дьявола бодипозитива. И он запрещает разрешать и наоборот. Поэтому люди без избыточного веса или с ним, но в минимальном объёме, могут скрыто, даже не осознавая, дискриминировать полных. Вот как это происходит:

  • Магазины одежды, не сотрудничающие с "инклюзивными" производителями. Многим полным людям тяжело подобрать одежду на "особый случай", потому что свадебные платья размера 55 и более встречаются так же редко, как и невесты подобного размера. Однако последние считают, что их дискриминируют. От этого начинается депрессия, что опасно;

  • У моды есть двойные стандарты, и один и тот же предмет одежды на худых и полных смотрится по-разному и несёт диаметрально противоположные посылы. Например, леггинсы. Для худых — это стильная и спортивная одежда. Для полных — штаны для похода в магазин или домашний аксессуар. Модельеры, не надо так;

  • Везде слишком маленькие сидения: в кино, в самолётах, барах и кафе. Проходы тоже везде не слишком широки, как и двери — хорошо, если они раздвижные. Полные люди испытывают постоянное беспокойство по поводу того, смогут ли они сесть или куда-то пройти, и поэтому они реже посещают популярные заведения; 

  • Избыточно полных людей стараются избегать. На вечеринках они стесняются есть, потому что чувствуют осуждение со стороны окружающих. А окружающие подсознательно полагают, что общение с этим человеком негативно скажется на их месте в обществе. Вспоминать про предрассудки о том, что толстый равно слабый и безвольный, не будем. Но они здесь;

  • "Ты не пробовал_а похудеть/ту модную диету/закрывать почаще рот, а то туда еда попадает?" Без комментариев.

Бодипозитивные полные активисты и активистки рассказывают, как им славно живётся, потому что они смогли принять своё тело и рассказывают окружающим, что это тело необходимо воспринять и смириться.

Никакие злорадства и прочие ухищрения не помогут сломить их дух. Но как быть с теми, для кого еда стала смыслом жизни, а сослаться на то, что ты принимаешь своё тело, уже просто невозможно — из-за лишнего веса ты не можешь встать с кровати и медленно гибнешь.

Мы с едой навсегда (или пока смерть не разлучит нас)

Для Майры Розалес еда всегда была единственным утешением. А во время тяжёлого развода родителей она заменила ей всех близких людей. В 2008 году 28-летняя Майра весила почти 500 килограммов. Она была буквально прикована к кровати, которую пришлось делать на заказ, а её рацион состоял из пицц, тортов, чизкейков, бутербродов, жареного бекона, фастфуда, газировки, сладостей. 

Британец Пол Мейсон воспитывался в семье военного. Отец страдал приступами немотивированной агрессии, и под его руку попадала не только жена, но и дети. Пол с детства привык заедать проблемы, потому что именно еда успокаивала его и дарила чувство защищённости. В возрасте 25 лет Пол весил 450 килограммов, а его ежедневный рацион составлял примерно 20 000 калорий (бекон, сосиски, десятки шоколадок, бесконечные пакеты чипсов, фастфуд, паста). 

И Пол, и Майра справились со своим весом, потому что врачи пообещали им, что если они не похудеют, то скоро умрут. Перед операцией по уменьшению желудка с помощью диеты и упражнений Майра похудела на 200 килограммов. После резекции желудка за несколько лет она похудела ещё на 200 килограммов и теперь весит 90. Когда Пол достиг максимального веса, правительство выделило ему деньги на операцию по уменьшению желудка. После он пересмотрел своё меню и питался овсянкой и нежирным мясом. За 6 лет он сбросил более 300 килограммов. Теперь он весит 127. Так что речь тут не о бодипозитиве.

Для некоторых людей борьба с лишним весом мотивирована не желанием обратно влезть в любимые джинсы, а желанием жить. Как мы писали выше, число американцев, чей ИМТ уже перевалил за 50, за последние десятилетия из опасного стало пугающим. Для справки: ИМТ более 30 — это ожирение. И когда начинаешь разбираться с истоками проблемы каждого конкретного больного (а ожирение — это именно болезнь), то можно проследить одну тенденцию: еда для этих людей стала эмоциональным щитом, который спасает их с детства. Просто у кого-то таким щитом являются сигареты, алкоголь, наркотики, девиации сексуального поведения, агрессия или селфхарм. Здесь ту же роль играет еда, но она приносит не меньше вреда. Поэтому большинство специалистов не советуют прикрываться бодипозитивом, а идти лечиться — и не только у диетолога, а у психотерапевта и лучше даже психиатра.

Ежегодно в США на услуги медиков, направленные на борьбу с ожирением, тратится около 147 миллиардов долларов. Самым распространённым методом похудения является бариатрическая операция — рукавная резекция желудка или уменьшение желудка. Операция проводится под полным наркозом. Хирург отделяет часть желудка, удаляет её и ушивает, превращая его в "рукав". Чтобы представить масштаб проблемы в полной (простите) мере, приведём данные: согласно Американскому обществу метаболической и бариатрической хирургии (ASMBS), в 2015 году в США было выполнено 196 000 бариатрических операций.

Как это работает: благодаря тому, что его объём сокращается более чем вполовину, у пациента не будет физической возможности съедать привычное количество еды, и он похудеет. Однако хирурги никогда не работают в одиночку. Чтобы закрепить результат, они направляют пациента к психологу, который поможет ему справиться с травмой, которая и приводила к перееданию. Если остановиться только на операции, результат будет недолгим — большинство полных людей возвращаются к своим пищевым привычкам, желудок снова растягивается, и жить им остаётся недолго.

По данным New England Journal of Medicine, количество смертей от ожирения в 2015 году было выше на 30 процентов, чем в 1990-м. Примерно 54 смерти на каждые 100 000 вызваны проблемами со здоровьем, которые появились из-за ожирения.

Так как количество людей, больных ожирением, во всём мире продолжает неуклонно расти, то прогнозы не могут быть позитивными — как бы этого ни хотелось активистам_кам движения бодипозитива. Стоит прислушаться к рекомендациям врачей и следить за тем, сколько вы двигаетесь и что кладёте себе на тарелку. Если же у вас возникают проблемы с пищевыми привычками, то не нужно бояться осуждения и отправляться сначала к психологу, а потом к диетологу. Еда — это чудесно, но она может убивать. Давайте всё-таки жить.