Демократия под запретом: почему в Китае нельзя вспоминать восстание Тяньаньмэнь?

30 мая 2019, 15:58
Демократия под запретом: почему в Китае нельзя вспоминать восстание Тяньаньмэнь?
Reuters
В Китае задерживают активистов и блокируют сайты, чтобы никто не вспомнил о продемократическом восстании против коммунистической партии 30 лет назад и его жестоком подавлении.

30 лет назад в Пекине протестующие разбили палаточный лагерь на площади Тяньаньмэнь и оставались там целый месяц, требуя от правительства перехода к более демократическому режиму, ослабления политического давления и отказа от тоталитарных мер.

Когда демонстранты не подчинились требованиям властей и отказались разойтись, в городе ввели чрезвычайное положение, признали всех участников протеста опасными преступниками (а это были в основном студенты) и разогнали их силой — правозащитные организации говорят, что погибли сотни протестующих.

Сейчас, спустя 30 лет, восстание Тяньаньмэнь до сих пор остаётся запретной темой для обсуждения в Китае: годовщину события отмечать никто не будет, а называть разгон восстания "подавлением" тем более нельзя.

Представитель Министерства обороны У Цянь призвал отказаться от этого "ошибочного" понятия. В Китае считают, что говорить следует не о жестоком убийстве мирных демонстрантов, большинство из которых были простыми студентами, а о прекращении "политических беспорядков" и аресте контрреволюционеров, стремящихся свергнуть партию.  

Всех тех, кого это напутствие не убедило, ждёт арест: китайские власти уже задержали несколько активистов за размещение фотографий и комментариев, связанных с событиями на площади Тяньаньмэнь. А ещё некоторые популярные сайты вдруг перестали работать "по техническим причинам", а из соцсетей удалили статьи и хэштеги, посвящённые восстанию.

Правозащитники призывают китайцев не забывать о стремлении народа к демократии. Но эксперты говорят, что с этим надо быть осторожнее, ведь в последние годы официальная власть стала гораздо нетерпимее ко всем не согласным с её политикой:

"Попытки заглушить публичный дискурс оказываются всё более жесткими, чем раньше… Власти хотят заставить всех замолчать, они хотят, чтобы молодежь всё забыла".